Юрий Вязанкин: Мао Дзэдун с подкрашенными губками
В Хабаровске открылась выставка легендарного Энди Уорхола.
Когда-то в этом театральном кафе сначала под названием «Маэстро», а потом «Золотая маска» собирались самые уважаемые и авторитетные люди криминального мира. Заглядывали « на огонек» крупные чиновники и силовики. Сегодня это просто театральный бар, в котором открыта уникальная выставка работ Энди Уорхола.
-Предназначение этого помещения — театральный бар, где можно приобрести бутерброды, кофе и повысить градус своего настроения. Это абсолютно нормальное явления для любого театра, тем более такого крупного, как наш , - считает Константин Зайнулин, директор Хабаровского Музыкального театра. – В первую очередь мы хотим показать, что это пространство творчества. Мы его перезагрузили, снесли несколько перегородок, убрали занавески, которые остались в наследство от 90-х. Мы стремимся к тому, чтобы театр был не просто залом, где показываются некие спектакли в пятницу, субботу и воскресенье. Он должен работать ежедневно в течение всего дня. Эта экспозиция — наш первый шаг.
Выставка будет работать до 15-го января ежедневно с 10 –ти до 20.00. Каждый хабаровчанин может ее посетить за символическую плату – 200 рублей. Единственно, что в день показа спектаклей, за полтора часа до начала постановки выставка не будет работать.
На открытии, как говорится, яблоку не было где упасть. Атмосфера была легкой, праздничной, все-таки поп-арт, а это радость.
Посмотрел на покрашенные губки вождя китайской революции, и вспомнил, как в советское время мы — комсомольцы исступленно орали под гитару пацифистские блюзоподобные куплеты:
-Встало солнце над Китаем,
И Мао вышел погулять.
Его по морде били чайником,
Огромным желтым медным чайником
И отучили воевать.
Если бы советская молодежь была знакома с творчеством этого американского художника — апологета поп-арта не по критическим статьям в каком-нибудь журнале типа «Путем красного оленевода», может быть были бы сегодня мы чуть добрее.
Хотя и у нас были свои растиражированные символы жизненного преуспевания в виде гобеленов с лебедями, мишками в сосновом бору или тремя охотниками на привале, замененными позднее на ковры с геометрическо-космополитическими узорами. Даже самых угрюмых представителей советизма тянуло к красоте.
Удивительно, что этот американец не вкатил коммунистическим боссам. А ведь все для этого было.
Этот художник по национальности русин. Почти наш. Русинов в СССР называли этнографической группой украинцев. Сами себя они считают отдельным народом. Потомков славянских племен с сарматским названием «хорваты» - белых и черных называли руснаки, руськи, руски, угрорусины, угрорусы, карпатороссы , рутены и даже русскими, хотя Закарпатская Русь никогда не была частью Киевской Руси. Это народ еще называют европейскими курдами. Сегодня русинская земля поделена между Польшей, Украиной, Словакией, Венгрией, Сербией и Хорватией.
Энди Уорхол — художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, заметная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Основатель идеологии «homo universale», создатель произведений, которые являются синонимом понятия «коммерческий поп-арт». Был менеджером и продюсером первой альтернативной рок-группы The Velvet Underground.
Он — миф, бренд, сама искомость современного искусства. И вот свершилось: его работы добрались и до Хабаровска.
- Я думала, что не доживу до этого, - призналась одна хабаровская художница на открытии выставки в Хабаровском Музыкальном театре.
Дело случая, как и все в нашей жизни, но с другой стороны, в этом есть определенная закономерность, что в стенах Музыкального театра – выставка работ Энди Уорхола. Есть что-то общее между творчеством художника и эгрегором театра — какая-то теплота, чуть ли не детская наивность.
- Мы в Екатеринбурге вместе с главным хормейстером театра отбирали солистов в театральном институте. Взяли двоих Марину Симонову и Егора Малкова. Они уже служат в нашем театре. После прослушивания мы зашли в кабинет ректора. Нам представили Александра Макеева. Я подумал: «Что же мне так настойчиво предлагают общение с этим молодым человеком?». Оказалось, что у него своя галерея и он владелец коллекции работ Энди Уорхола, - рассказал Константин Зайнулин, директор ХМТ.
На выставке представлена печатная графика художника из серий «Корова», «Доллар», «Мао Дзэдун», «Ленин», «Многоликая Монро», «Цветы», «Суп», портреты: «Мика Джаггера», «Лиз Тейлор», «Ингрид Бергман», знаменитый автопортрет Уохрола.
Принты Уорхола были приобретены в Санкт-Петербурге в середине 1990-х годов, ранее листы графики приобретались в разное время в Европе.
- Уорхол воссоздал технику шелкографии. Себя он сравнивал с машиной, производящей объекты искусства. Это была своего фабрика, по крайней мере, так называлась его мастерская, - пояснил Александр Макеев, владелец коллекции.
- Как оказалось у вас эта коллекция?
- Ее подарил мой дядя, коллекционер.
- В каких городах была на гастролях этак коллекция?
- В нижнем Тагиле, Новосибирске и теперь здесь, в Хабаровске.
Благодаря свойству печатной графики, как отметил Андрей Тен, главный художник Музыкального театра, работы Энди Уорхола могут находиться одновременно в Париже, Хабаровске и Нью-Йорке.
Именно атмосферу этого американского мегагорода времен расцвета творчества художника попытались воссоздать в театральном баре.
- Было два места в Нью-Йорке, связанные с именем Энди Уорхола. Во-первых, его студия «Фабрика», где были и изготовлены работы, представленные на выставке. Во-вторых, легендарный диско-клуб «Студия 54», - рассказал Андрей Тен.
Пожалуй, стоит согласиться с Дарьей Пантелеевой, арт-директора новой экспериментальной сцены Хабаровского краевого музыкального театра, которая считает, что эпоха Уорхала близка этому театру.
- Мне кажется, что поп-арт будет актуален всегда.
Ю. Вязанкин
Источник - https://zen.yandex.ru/media/vyazankin/mao-dzedun-s-podkrashennymi-gubkami-5dcb3422f3cd8870191c658d