Памяти Владлена Павленко | Хабаровский краевой музыкальный театр

Памяти Владлена Павленко

4, 26 ноября

состоится мюзикл «Самолет Вани Чонкина»

 

Он ушел на взлете

Летом 2011 оборвалась жизнь заслуженного артиста России, солиста Хабаровского музыкального театра, обладателя национальной театральной премии «Золотая Маска» Владлена Павленко. Он погиб во время учебного полета в Чехии, где проходил обучение в летной школе. Идея полета последние годы сопровождала артиста и в жизни и в творчестве. С самолетом связаны некоторые роли Влада, в том числе и та, за которую он получил «Маску».

Владлен Павленко родился в Магнитогорске в музыкальной семье. Родители – выпускники Алма-Атинской консерваторию по специальности «Хоровое дирижирование». Ребенком Влад часто «выступал» перед гостями, которые собирались в доме, танцевал, пел. Как и многие дети в этом возрасте. Однако далеко не каждый ребенок в эти минуты осознает себя существом, отличным от других, артистом. Владлен учился в музыкальной школе, пел в хоре мальчиков «Жаворонок». По окончании школы, до призыва в армию, работал на фабрике, параллельно занимаясь в театральной студии «Диалог» при народном театре Магнитогорска, где был и актером, и осветителем, и рабочим сцены.

На Дальний Восток Павленко попал во время прохождения службы. То, что ему удалось остаться служить в Хабаровске в ансамбле КДВО, можно назвать случаем, а можно судьбой. Когда во время первого же увольнения Влад пришел в театр музыкальной комедии и увидел спектакль «Любовь, любовь», то влюбился в жанр и понял, что уже не сможет жить без этого чуда – театра. Через полгода пришел и попросился в хор, сказал: «Возьмите, я бесплатно у вас в хоре буду петь».

Из интервью с Владом Павленко

–Когда в первый раз вышли на сцену?

–Еще в хоре. Меня присмотрел актер нашего театра Константин Аркадьев, увидел, что я из-за кулис постоянно смотрел все спектакли. Мне на самом деле безумно нравился любой спектакль, независимо от того, занят я в нем был или нет. Наверное, он увидел в моих глазах столько юношеского обожания, что это его тронуло, и он пригласил меня на роль Кайтана в свой спектакль "Цыганская любовь".

– Выходит, вашим университетом стал театр?

– Наверное, я по натуре практик, мне больше понятно, когда я что-то сам делаю, нежели теория. Я нисколько не жалею, что остался в этом коллективе, потому что театр — это не только работа, но и школа жизни. Тем более что когда к нам пришел режиссер Юлий Изакинович Гриншпун, я понял, что вообще ничего не умею. Гриншпун был личность, махина, ему хотелось подчиняться, он всегда словно опережал время, поэтому далеко не все его спектакли сразу принимались на «ура». Работая с ним, мы все хорошо поняли, что такое коллектив, команда. Гриншпун был очень строг, требовал точности, и это правильно. У меня в памяти все его спектакли — «Моя прекрасная леди», «Марица», «Мафиози», «Парижская жизнь», «Холопка», «Любовь и разлука», «Цыганский барон». Он ставил умную оперетту.

Учиться в вузе Влад стал позже, когда поступил в Хабаровский институт искусств и культуры на курс к народному артисту России Игорю Евгеньевичу Желтоухову, это был первый экспериментальный очно-заочный курс артистов музыкального жанра. Там он встретился со своим будущим партнером и другом на всю жизнь Денисом Желтоуховым. Дружба быстро переросла в творческий союз – состязание двух равновеликих талантливых личностей, которые составляли две ипостаси одного целого, имя которому Театр. Это редко случается в театре, такая дружба, но у них получилось. Даже победа одного из них в «Золотой Маске», когда они оба выдвигались на одну номинацию, не омрачила дружбы.

Веселые провокаторы на сцене, они никогда не замыкались в рамках амплуа, были готовы к импровизации, хорошо чувствовали грань, за которой легко впасть в пошлость, в этом смысле оперетта – жанр коварный.

По количеству сыгранных ролей, востребованности, объему работы Владлена Павленко можно смело причислить к статусу звезды. Прекрасный мастер, любимец публики, он не раз был отмечен премиями губернатора края в области театрального искусства, не раз становился лауреатом различных фестивалей, постоянно участвовал в театральных капустниках и конкурсах, проводимых в городе и крае. Свое амплуа простака актер давно перерос, играя героев в спектаклях «Брак по-американски», «Ханума».

Последние годы Павленко тяготел к характерности, гротеску. Роль Кузьмы Гладышева в мюзикле «Самолет Вани Чонкина» – тому подтверждение. Его Кузьма получился и смешным и жалким и вызывающем сочувствие. Думаю, что никто, а в первую очередь сам артист, не предполагал, что этот перепачканный с ног до головы землей человечек из колхоза «Красный хомут», выращивающий в своем огороде невиданный овощ, чтобы покорить сердце «передовой скотницы» Нюры, завоюет Москву. Тем более что работа над образом незадачливого селекционера давалась Владу нелегко. Актер, стремясь передать глубинные мотивы поступков своего персонажа, отталкивался от внешней комедийности, постоянно искал какие-то новые краски, пробовал, ошибался. Но игра стоила свеч. В результате его Кузьма Гладышев покорил Первопрестольную и приумножил славу Дальнего Востока. «Самолет Вани Чонкина» вернулся с двойной наградой: премией за спектакль и премией за лучшую мужскую роль, которую получил заслуженный артист России Владлен Павленко.

...В Москве во время церемонии награждения он выбежал на сцену, переполненный впечатлениями и от избытка эмоций попросил разрешения продирижировать оркестром. Разрешение было дано, и миллионы зрителей, сидящие в тот вечер в зале театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и перед телевизорами, стали свидетелями того, как артист из Хабаровска, взлетев над оркестром, руководил музыкой.

После «Маски» наступил новый этап в творчестве артиста. Роль Аркадия Дзюбина, которую он исполнил в спектакле «Два бойца» на музыку питерского композитора Марка Самойлова, требовала от исполнителя не только владения вокалом, но и недюжинного драматического таланта.

Павленко очень тонко работал в этом спектакле, в его Дзюбине все время ощущался тот самый второй план, когда недосказанность, недоговоренность способны рассказать о персонаже больше, чем самый пространный монолог. То есть чувства, которые испытывал его герой, проявлялись не в словах, а в поступках, пластике, танце. Одно «танго смерти» Дзюбина чего стоило – эти черно-алые зловещие фигуры, стремящиеся уничтожить все живое и его на разрыв аорты танец смертельно раненого, но внутренне не покорившегося бойца.

Аркадий Дзюбин – качественно новая для актера роль, как и попытка театра выработать, не умаляя музыкального жанра, новый язык для разговора со зрителям. К этому периоду можно отнести и последнюю роль Влада в спектакле «Фигаро здесь!» на музыку Россини – графа Альмавивы, блестящего авантюриста, отважно борющегося за любовь прекрасной дамы!

Музыкальный жанр при кажущейся легкости довольно коварный, ибо смех и аплодисменты зрителей не всегда является критерием успеха. Немногим удается держать планку и, не тиражируя однажды найденное, с каждой ролью открывать в профессии новые грани, оттачивать мастерство. Владу Павленко это удавалось.

Из интервью

Как относитесь к признанию, ощущаете себя любимцем публики?

Это все очень относительно — премии, награждения, признание... Свой успех у зрителей я воспринимаю как составную профессии. Такой маленький подарок. Мне повезло, что вовремя определился с профессией. Многие в жизни занимаются совсем не тем, к чему лежит душа. Вообще успех многих спектаклей обусловлен тем, что наш театр — единственный на Дальнем Востоке, который работает в этом жанре. Нам соревноваться не с кем. Поэтому когда мы имеем возможность выезжать на гастроли за пределы края, общаться со зрителями других городов — это хорошая школа.

–Вы говорите, что влюбились в оперетту. Какие-то другие жанры привлекают?

–Отец с детства водил меня в самые разные театры – кукольный, драму, на спектакли столичных гастролеров, на концерты симфонического оркестра. Но оперетта, как первая любовь, вошла в сердце и осталась в нем навсегда.

Вы заняты практически во всех спектаклях. Кроме того, репетиции, вводы, концертная деятельность. Чем-то еще удается заниматься, кроме театра?

Театром.

Несколько лет назад во время гастролей театра на Камчатке Павленко впервые увидел парящих над землей парапланеристов, с тех пор он буквально заболел этим видом спорта. Страстно захотелось испытать, что такое полет. С помощью инструктора Владу удалось спрыгнуть с высокой сопки и воспарить над бухтами, вулканами людьми. «Это был восторг, ни с чем не сравнимое счастье!» — делился впечатлением артист в одном из интервью.

С тех пор его постоянно тянуло в небо.

Он ушел на взлете. Впереди были планы, новые роли, ему хотелось испытать себя в режиссуре (опыт ассистента его в том убедил). Впереди ждало столько неизведанного и интересного, что казалось, все главное в жизни только начинается…

Где теперь та звезда, которая до сих пор так счастливо вела его за собой?

 

Светлана ФУРСОВА

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх