Прыжок в призвание. О Татьяне Маслаковой/ Тамара Бабурова | Хабаровский краевой музыкальный театр

Прыжок в призвание. О Татьяне Маслаковой/ Тамара Бабурова

Мои воспоминания об артистке и человеке Татьяне Маслаковой не следует в хронологическом порядке. Они возникали по зову сердца, памяти или по причинам чисто эмоциональным, когда автору хотелось вспомнить события, оставившие прочный след в душе.

Девушка из банка

В театре переполох. Все говорят только о Татьяне Маслаковой. Когда ее прослушивали – ахнули! Казалось бы, неопытная девчонка, а как поет, танцует – с ума сойти! Она работала в стройбанке, чтобы потом продолжить обучение в консерватории. Ее уговорил и привел в свой хор Юрий Зем. Но режиссер Юлий Гриншпун распорядился по-своему.

- Юра, ты, наверное, сам не понимаешь, какой бесценный клад откопал для театра. Ей не только петь, ей играть надо. В персонаж!

И судьба Маслаковой была решена.

Первая встреча

Таня пришла в театр в 1986 году. Это было время шефских концертов и творческих встреч. Такая встреча, первая для Татьяны Маслаковой, была объявлена в Доме актера. В зале целевой зритель человек сорок. Много молодых людей, мужчин, что бывает редко. Таня рассказала о себе и запела… Она была ослепительна. Пышные светлые волосы. Искрящиеся, распахнутые глаза. Голос лился свободно и чисто без усилий. Душа, словно переворачивалась от каждого звука, от каждого слова старинного романса. От нее шел свет и излучение, и сильные эмоции в зал. Все оцепенели и захлюпали носами… Рядом со мной юноша протянул большой клетчатый платок со словами: «Где вы ее нашли – это национальное достояние». Потом был шквал аплодисментов, и никто не хотел расходиться. И уже прощаясь, окружив артистку, говорили:

- У Вас будет все… Вы прославите наш город… Только не уезжайте...

Так и случилось. Не уехала. Прославила. И поет до сих пор. Для принцев, королей, губернаторов и президентов. Национальное достояние.

Мы едем в Москву

Невероятно! Мы едем в Москву, Ленинград и Прибалтику с творческим отчетом. За плечами у Тани всего две роли и эпизоды в разных спектаклях. Ее тоже взяли. Ура! Татьяну Маслакову увидели в «Жирофле-Жирофля» в Ленинграде – известный режиссер и отец Гриншпуна, маститые критики, артисты из других театров. Композитор Исаак Шварц. Все удивились. На новичка она не похожа. У Шварца было свое особое отношение к Тане. Он интересовался, спрашивал, ему было интересно все. Хохотал. Очень понравилась история, как Таня появилась в театре. Приставал к Гриншпуну:

- Юлик, напиши пьесу. Так и назови «Девушка из банка», а я напишу музыку с посвящением: «С нежностью Танечке».

Но Юлий Изакинович собрался уезжать. И это было решено. Прошло несколько лет, и он вернулся в свой театр, как оказалось, навсегда. Таня была уже заслуженной артисткой. Но встреча с одаренным режиссером обернулась фейерверком перевоплощений, каскадом блестящих ролей. Он научил ее играть на стыке жанров, где соседствуют трюковая комедия с лирической, пародия с сатирой, трагедия с балаганом. Это был период творчества взахлеб.

- Маслакова, - хитро улыбался Гриншпун,- это прекрасный инструмент, на котором при умении, подчеркиваю, при умении можно сыграть все, что захочешь.

Есть в этом какая-то прелесть

Женщина-артистка. Она всегда неожиданна. Ее эмоциональное состояние может меняться на дню раз десять. Дома – в резиновых перчатках, в косынке «сикось на кось», в смешном фартуке. Вечером – в экстравагантных туалетах на сцене и на презентациях. Другая, смешно морщит нос, когда сосредоточенно учит роль, примеряет ее, как платье на себя. Вот она убирает, стирает, гладит, готовит обеды и завтраки, клеит обои. Но в театре появляется благоухающая, улыбчивая, ухоженная. И снова общается с вахтерами, художниками, бежит на примерку, потом на репетицию, а вечером спектакль и надо играть как в первый раз.

Поглядела бы я на мужчину, который совершив все это в течение дня, не растерял бы душевный настрой и хорошо выглядел. Ей это удается. Она хранительница своего домашнего очага. Возле которого есть место друзьям и близким. В любое время дня и ночи – радостно, вкусно, уютно. Вас встречают двое. Хлебосольная, неунывающая девчонка и ироничный хозяин дома, в этом дуэте  многое осталось от босоногого и пацанячьего детства. Встречают весело, как собака Молька (когда была жива). И взрослеть они не собираются. С ними хорошо. И долго сохраняется послевкусие, как от первой любви.

Еще раз про любовь.

Творчество замешано на любви. Актерская - тем более. А кто играет роль музы, кто творца, не суть важно. В театре, как и в жизни, все бывает перемешано. По логике женщина может состояться только с помощью мужчины, остальное исключение из правил. Знаете, как в соревновании по бегу: Он рассекает воздух, - бегущая за ним в его струе. Женщина может обогнать мужчину. Однако это не обязательно. Будучи Евой, ей полагается второе место. Да и разве это существенно? Когда рядом мужчина всей ее жизни. В одном лице. Муж, педагог, друг, партнер, большой ребенок, требующий заботы. А какой критик… В антракте он ловит ее в кармане сцены:

- Таня, я хочу тебе сказать…

- Потом, дома.

И убегает. Знает. Все равно придется выслушать «разбор полетов». Без снисхождения и поблажек. ОН имеет право.

Ее узнали моментально

Идет спектакль «Бабий бунт». На сцене рядом с Таней внучатая племянница пяти лет – Катюха. И ножкой топнет. И подбоченится. И пальчиком погрозит. И прикрикнет. Словом, маленькая, лихая казачка. И вот как-то юную артистку взяли с собой на природу. Погода чудесная… Народу много… Но, Слава Богу, любимое место не занято. Наслаждаемся идиллией, ощущая себя вне времени и мирских забот. Теплый ветер, щадящее солнце, простая вкусная еда, зажаренная на углях… и общение. Мыслимо ли большее блаженство? Дядя Стас с Катей ушли пообщаться с природой и нагулять аппетит. Ее узнали моментально

- Это ты вчера играла в спектакле…

- Мы только сейчас об этом говорили.

- Как же ты на сцену попала?

- А у меня тетя Таня тоже артистка, между прочим – народная, по фамилии Маслакова…

- И что она с вами?! Не может быть! (любимое существо из иного праздничного мира вдруг оказалось рядом). Ведите.

Виновница происходящего, возглавив обалдевший народ, двинула представительную делегацию в нашу сторону… И началось… Мы наблюдали спектакль, достойный съемки на камеру.

- Танечка, можно Вас поцеловать… какая Вы худенькая, беленькая.

- А это Ваш муж…

- Ой, - пискнула одна, - так Вы Боридко.. Как моя мама в Вас влюблена… Все спектакли смотрит… Все программки собирает. Расскажу – не поверит. Сам Станислав Боридко!

Три артиста. Три поколения, связанные одной семьей, стали эпицентром зрительского признания и обожания. Автографов и объяснений. Объятий и клятв. Не знаю, может ради таких минут и стоит заниматься актерским делом. Приятно было, согласитесь, и нам искупаться в лучах чужой славы, как в своей. Причем, с удовольствием.

Никогда не ставь точку

Она никогда не фальшивит. Не умеет. Всегда поступает так, как ей хочется. Одних активно любит и помогает им своей любовью. Других храбро не замечает. У нее не по-женски сильно развито чувство справедливости. Она научилась никогда ни о чем не сожалеть. Терпением и выдержкой лечится, как собака травой. Ее девиз:

– Даже если долго живешь театром, никогда нельзя ставить точку… Я себе говорю: Путай карты, Танечка, путай – не давай к себе привыкнуть...

И смеется.

 

С юбилеем, родная!

 

Тамара Бабурова

Продолжение следует….

 

Прыжок в призвание. О Татьяне Маслаковой/ Тамара Бабурова
Прыжок в призвание. О Татьяне Маслаковой/ Тамара Бабурова
Прыжок в призвание. О Татьяне Маслаковой/ Тамара Бабурова
Прыжок в призвание. О Татьяне Маслаковой/ Тамара Бабурова
Прыжок в призвание. О Татьяне Маслаковой/ Тамара Бабурова
Прыжок в призвание. О Татьяне Маслаковой/ Тамара Бабурова
 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх