Ему дарованный талант. К юбилею Станислава Боридко | Хабаровский краевой музыкальный театр

Ему дарованный талант. К юбилею Станислава Боридко

заслуженный артист России Станислав БоридкоИмя Станислава Боридко появилось на афишах Театра музыкальной комедии в 1971 году. После окончания студии при Киевском театре оперетты он приехал в Хабаровск. Молодой начинающий артист вошел в блистательную труппу так естественно, словно в нем театр нуждался очень давно. А может быть, так оно и было. Его первым наставником по сцене стала любимая артистка Нина Симонова.

— Наблюдай, сохраняй непосредственное впечатление от живых людей, о тех, кто вокруг, слушай себя, полагайся на свою интуицию, много читай, сомневайся, пробуй и так и эдак, иди от своей натуры, не бойся ошибиться, и, вообще, никого и ничего не бойся. Доходи в роли до самой сути. Поймешь — сможешь сделать.

С нежностью артист вспоминает, как режиссер телевидения Лиля Славуцкая мягко поправляла его речь. Танцевального и пластичного от бога его любили на телевидении, но ему долго мешал украинский акцент. Спасибо всем режиссерам, дирижерам, партнерам, кто открыл, отшлифовал и дал выход радостному таланту Станислава Васильевича Боридко.

 

Оглушительная популярность

От спектакля к спектаклю мастерство артиста растет, как и его популярность. Все казалось ему достижимым. Все доступным. Надо лишь быть вот таким безукоризненно элегантным. Легким и невозмутимым. Боридко — «идеальный простак»… Наполеон, Фальк, Бони — роли, в которых ему не было равных. Изящный. Остроумный. Непостоянный. Находчивый. В цилиндре и с тростью. Манеры самоуверенны. В глазах снисходительность. Он обманывает и обманывается. Влюбляется и влюбляет. Обнимает подряд горничных, аристократок, недоступных красавиц, верных и неверных жен. В зрительном зале замирают юные создания, а женщины бальзаковского возраста ликуют от Владивостока до Риги (в то время театр ездил на гастроли по всей необъятной стране, много и со вкусом).

 

Такой характер

Впервые я услышала имя Боридко в связи с его безудержной способностью к провокации и розыгрышам. Он делает это с особенным азартом, когда в театре появляются новые люди. Однажды на репетиции спрятал у концертмейстера норковую женскую шапку (редкость бесценную по тем временам). Когда начался шум, гам, истерика, притаился довольный в кулисах и наблюдает за происходящим. Выдерживает точку кипения. В такие моменты глаза приобретают хитрый прищур и блестят, как у нашкодившего кота.

За столько лет мы уже привыкли сталкиваться с его детскими шалостями, озорством, хитроумными проделками, а также с его мудростью, верностью в дружбе и любви, основательностью, надежностью… На художественном совете, когда шла аттестация, получил такую характеристику от руководителей:

Ю.Гриншпун:

- Обаяние невероятное. В профессии резвится, как дельфин. Обладает умом, замешанным на звериной интуиции. Надежный партнер. Всегда подхватит. Выручит. Трудно себе вообразить другого артиста открытого столь эмоционально на сцене, и столь же замкнутого и сдержанного вне сцены. Он даже шутит по-особенному — невозмутимо.

М.Чапаров:

- Но, упертый, как черт. Независимый. Им нельзя управлять. Любит порядок. Предпочитает ничего не сказать, чем соврать. Я иногда его боюсь. Такой характер.

 

Дышать с артистом в унисон

В веселом водевиле Г.Гладкова «Женитьба гусара» Налимов-Боридко — истинный гусар, гуляка праздный, жуирующий франт, но способный на чувства. В домашней обстановке он другой. На голове папильотки, разнеженный от горячей ножной ванны, играя с сапогом, как с головой любимой лошади, артист мягкими полутонами раскрывает характер Налимова:

Кто на женщин взирает бесстрастно,

Тот готовит для них западню.

Так что все это только гримаса,

И не верьте ни мне, ни коню.

 

В не бытовом, веселом водевиле была своя тайна, магия, способная захватить и удержать внимание зрителей. Когда есть доверие артиста и зала друг к другу, тогда образуется особая атмосфера. На таких спектаклях зрители отвечают благодарностью на мастерство и дышат в унисон с артистом.

 

Фейерверк перевоплощений и выдумки

Острую комедию всегда сыграть труднее всего. Это требует хороших актерских профессиональных навыков и умения соединять гротесковую форму с жизненной достоверностью. Дремучий. С ухарскими замашками. С сизым носом. С большим половником в руках. Выпучив глаза с воплем:

— Хо-чу жа-ни-ть-ся… Жа-ни-ть-ся хо-чу…

Повар Боридко преследует Аграфену в игровом, дразнящем спектакле «Женихи» И.Дунаевского. Желание у него одно — завладеть питейным заведением. То, что повар хам и культурой не обеспокоен — ясно, как божий день. В подобных ролях артист решительно расстается со своей симпатичной внешностью, потому что любит многоликость и бесконечные театральные метаморфозы.

Играет много. Роли одна лучше другой... В его героях чувствуется душа. Живые реальные люди. Яшка-артиллерист в бесконечно любимом спектакле «Свадьба в Малиновке». Манера игры артиста щедрая, нараспашку, согревающая все вокруг душевным теплом. Яшка-Боридко — «ясноликий», с нежным сердцем парень, которому главное — командовать хоть кем-нибудь, лучше женщинами, потому как простодушно уверен в своей неотразимости.

В спектаклях с его участием ощущаешь себя уютно, тепло. Влюбляешься и в артиста, и его персонажей без оглядки. Происходящее на сцене наполнено, как всегда, юмором, озорством, живой энергетикой и массой невероятных актерских находок. Непосредственности. Это я вспоминаю навскидку, то, что сама люблю из прошлого…

 

Герой без изъяна

Спектакль «18 лет» В.Словьева-Седова — образец зрительского театра с хорошим чувством юмора и жанра, с ощущением атмосферы старых фильмов о войне, летчиках, любви, артистах фронтовых бригад. В спектакле есть не просто герой. Но герой главный. Летчик Лешка Соколов. Трудно было представить на эту роль другого артиста, кроме Боридко. И опять он очаровывает, сводит с ума неожиданностью чисто мальчишеских поступков. Режиссер будто понимает, нельзя отказать героям тех лет в малейших радостях бытия. Не будь у юного, но искалеченного войной, поколения желания любить, во что бы то ни стало — не было бы и нас. Дать ощутить и почувствовать время, ставшее прошлым, может артист большой и настоящий. И не только потому что на нем футболка и кепка довоенного образца. Лешка-Боридко проживает на наших глазах судьбу типичную для поколения 40-х.

 

 

Поворот судьбы

Так часто бывает в театре, когда артист один на роли без замены, Стас вышел на сцену с высокой температурой. Как всегда, пел, танцевал, играл в полную силу. Попал в больницу с тяжелыми осложнениями. Чудом остался жив. Врачебный приговор жестокий — на сцену вряд ли… Но надо было знать этого человека. Он не только поднялся, он остался в профессии. Именно тогда стало столь очевидно, какая это Личность. Титаническими усилиями он преодолел кризис. Да, уже так, как умел только он — не танцует, не пархает, не взлетает… Но какой глубиной, человеческой достоверностью, исповедальностью, искренностью наполнена творческая жизнь артиста после и сегодня.

 

Бесконечно талантлив

Станислав Боридко словно берет реванш. Работает интересно и неожиданно. Сегодня он играет иначе, другими средствами. По ходам тоньше, точнее, мягче. Он лепит характеры народные, разных национальностей и всегда остается самим собой, с его природной смекалкой и юмором. В каждом спектакле он другой, но все равной узнаваемый. Близкий и понятный зрителю. Как понятен его герой Микич в спектакле «Ханума» Г.Канчели. Простодушный, как весь армянский народ. Страстный в своей неугомонности любой ценой добыть дворянский титул. Он, как мольеровский мещанин во дворянстве, не хочет говорить прозой. Он хочет придуманной жизни и полон самомнения. При этом обаятельный. Щедрый. Хулиган и сводник. Смешной и наивный Микич-Боридко. Букет характера — острого, гротескового, бесконечно трогательного и притягательного. А в спектакле «Проснись и пой» Г.Гладкова за свою жизнь с успехом сыграл две роли: в молодости — Дюлу, недавно — его отца. Словом, от азарта молодости — до кризиса среднего возраста, когда уже все позади, но личного счастья по-прежнему хочется.

 

Ювелирная игра

Воплотив образ Сталина в спектакле «Самолет Вани Чонкина», решенного режиссером Владимиром Ореновым в эстетике балагана, артист демонстрирует виртуозное зрелое мастерство. К слову, залог успеха этого спектакля и высокая оценка на театрально фестивале – две «Золотых Маски» на девяносто процентов в снайперском режиссерском попадании не только Боридко — каждого артиста на роль. Речь, характер Отца народов настолько убедительны, что умом понимаешь — именно в такой его ужасающей цельности скрыта потрясающая сила воздействия. Неспешный. Сытый. Страшный в своем обаянии и самости Сталин-Боридко существует на контрастах трагикомедии. Умный. Коварный. Философ и демагог, установивший в стране абсурда и балагана свои правила игры:

— Расстрелять!.. Расстрелять!.. Расстрелять!..

Боридко попал в интонацию Сталина ошеломляюще точно, на каком-то генетическом уровне. Она субъективная и очень ироничная. Высший актерский пилотаж. Как он курит трубку (не курящий человек), как ехидно смеется… кхе-кхе, как поет свою любимую «Сулико»… дает характеристику Гитлеру, разговаривает по телефону с Берией, Милягой, Куртом, Гладышевым — все на контрастах. Жизнь как игра, игра ставшая жизнью. Ювелирная работа. Побольше бы таких ролей с ощущением соучастия в ансамбле, с живым голосом режиссера.

 

Мощный творческий диапазон

От мелодрамы до буффонады, от комедии и авторских спектаклей к драматическим ролям. По своему таланту и возможностям. Артисту свойственны дотошность, точность в деталях. В свое творчество он вкладывает много сил, весь свой жизненный и актерский опыт, гражданскую позицию, если хотите. Так получилось, что в двух спектаклях подряд «Два бойца» и «Звезда Рождества» Боридко исполняет роль Священника. Играет наполнено и вдохновенно. Без позерства и фальши. Он дает возможность тексту прозвучать доходчиво и понятно. И если в спектакле «Два бойца» Священник-Боридко в лихую годину един со своим народом, всепрощающий, терпимый человек и патриот, то уже в «Звезде Рождества» он поднялся до осмысления законов бытия и христианской веры. Артист так читает Нагорную проповедь… мурашки по коже.

Не могу не сказать о его дотошности проникать в самую суть любого явления и человека. Он встречался со священнослужителями, учился церковным обрядам. Поэтому в спектаклях не упустил ни одной детали, не допустил ни одной неточности и ошибки.

 


Повод для импровизации

Спонтанно интуитивно артист понимает и делает поразительные вещи. Для него не бывает ситуаций, из которых нет выхода. Любая непредвиденность — повод для импровизации. А сколько остроумных шуток, смешных находок щедро предлагает он своим партнерам и режиссерам в разных спектаклях. Не говоря уже о своей любимой партнерше и жене Татьяне Маслаковой.

В их доме Боридко капитан семейного корабля. Правда на нем нет белоснежного кителя, фасонистой фуражки, брюк с лампасами, душистых, ухоженных усов и дорогой эксклюзивной трубки. Вру. Есть. Но раскуривается редко. Вот он прогуливается по «палубе», проверяя чистоту и порядок. Он стоит на капитанском мостике и отдает команды. Поднять паруса! Опустить паруса! Но заботится и о корабле, и о капитане та, чьи интересы ставятся наравне со своими, а то и выше, и чьи маленькие ладошки держат все это на плаву.

 

Имея такие лидерские качества, заслуженный артист России Станислав Боридко мог бы успешно служить на любом поприще, заниматься любой деятельностью. Например, быть министром рыбного хозяйства… И не только потому, но и потому тоже, что его хобби и страсть рыбалка. Порядок в этом хозяйстве он бы наверняка навел с его-то прагматичным умом и ответственностью. Я представила, как прочитав мой опус, он хохочет. Поэтому ставлю точку. Все объяснить про него невозможно. Он есть, и у него день рождения.

Поздравляем!

 

Тамара Бабурова

Ему дарованный талант. К юбилею Станислава Боридко
Ему дарованный талант. К юбилею Станислава Боридко
Ему дарованный талант. К юбилею Станислава Боридко
Ему дарованный талант. К юбилею Станислава Боридко
Ему дарованный талант. К юбилею Станислава Боридко
Ему дарованный талант. К юбилею Станислава Боридко
Ему дарованный талант. К юбилею Станислава Боридко
 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх