ГЛАДЫШЕВ ЖИВ! / Приамурские ведомости | Хабаровский краевой музыкальный театр

ГЛАДЫШЕВ ЖИВ! / Приамурские ведомости

Безусловно, имя одного из лучших актеров музыкального жанра России, трагически ушедшего из жизни летом этого года, заслуженного артиста России Владлена Павленко еще долго будет звучать в стенах краевого музтеатра. Есть люди, с которыми сложно проститься, даже когда их давно нет. Вот и обновленный «Самолет Вани Чонкина», получивший первые в истории Дальнего Востока «Золотые маски»: музтеат­­ру — «За лучший музыкальный спектакль» и лично Владлену — «За лучшую мужскую роль», несмотря на актерские замены, не может пока отпустить своего первого сценического Гладышева. 

Московский режиссер Владимир Оренов, вернувшийся в Хабаровск, чтобы возродить совсем было заброшенный мюзикл (его не играли с марта), решил хотя бы первые несколько спектаклей сделать мемориальными. Не просто провести актерские замены, но дать возможность зрителю увидеть впервые или вспомнить, как играл Владлен, — поступить иначе режиссер считает для себя этически и художественно невозможным.

Одновременно с молодыми актерами, по очереди играю­­щими роль Гладышева, в двух эпизодах вновь появится Владлен Павленко — но уже в видеоверсии. Со временем новые Гладышевы уже будут играть весь спектакль самостоятельно, но пока режиссер считает необходимым напомнить зрителям, знавшим Влада, об этом удивительном артисте и познакомить с его творчеством тех, кто не успел его увидеть. 

Об актере, чей уход стал для театра и для любившего его зрителя невосполнимой потерей, которая навсегда оставит зарубку в сердце каждого, кто его знал, режиссер Оренов может говорить долго, и это всегда будут определения в превосходной степени и иногда, вероятно, еще по привычке — в настоящем времени. 

— Владлен — очень многогранный артист, веселый, но не легкомысленный, — говорит режиссер. — Очень сосредоточенный на работе. В нем сочетаются сумасшедшая работоспособность со свободолюбием. Он невероятно артистичен, причем, скорее, гротесковый, чем характерный артист. Не обладая мощными вокальными данными, он поразительно музыкален. Будучи человеком волевым и сильным, он умел подчиниться, если чувствовал, что его не угнетают, а ведут за собой. Он не был циничным, у него отсутствовал единственный порок, смертельно опасный для актера, — злость. Влад был добрым… Я знаком со многими театрами и актерами, так что могу точно сказать, что Владлен Павленко и Денис Желтоухов — лучшие артис­ты музыкального театра своего поколения из всех, кого я знаю. 

Самая существенная разница между «Самолетом Вани Чонкина» до и после летней трагедии — в том, что это первые спектакли без Влада Павленко, считает режиссер. 

По мнению Оренова, каждый спектакль должен идти не реже чем раз в месяц:  «Пытаемся оживить, так сказать, делаем искусственное дыхание. Из-за того, что «Самолет Вани Чонкина» редко игрался, «больной скорее мертв, чем жив». 

Сейчас роль Кузьмы Гладышева играют поочередно два молодых исполнителя. Актеру краевого театра драмы и комедии Михаилу Тулупову присуща драматическая острота исполнения, много болевых точек, про таких говорят: «артист без кожи». А музтеатровскому Максиму Колесникову в большей степени удаются нелепость, трогательность, растерянность и мнительность этого персонажа — деревенского дурачка, которого отчаяние привело на скользкий путь предательства. Владимир Оренов не исключает, что возможен ввод и других артис­тов на эту роль, поиски еще не закончены. 

И все же режиссер постарался избежать некоего соревнования между «старым» и «новым» Гладышевым — в первом действии, где спектакль дополняют видеофрагменты, молодой артист играет, не открывая глаз, а во втором — в определенный момент срывает кепку и начинает играть уже самостоятельно — страстно, индивидуально. При этом режиссер не ставил себе задачей надеть маску Владлена Павленко на Михаила или Максима. Хотя костюмы и мизансцены остались те же, это совершенно другой рисунок роли, иное существование на сцене. 

Первый мемориальный «Самолет Вани Чонкина» с Михаи­лом Тулуповым в роли Гладышева зритель принял едва ли менее тепло, чем премьеру 2007 года. Ведь на сцене — все те же Ваня и Нюра, подкупающие своей незатейливой, а оттого еще более искренней любовной историей, трогательная чета стариков-иудеев, гром-баба — председательница колхоза «Красный хомут», где разворачиваются все события… И много музыки — иногда лирической, печальной, но чаще — отчаянно-задорной, помогающей поверить в то, что все будет хорошо. 

Елена РОМАНОВА.

 

№№ 170-171 (7420-7421) • 12 ноября 2011 года • Суббота

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх