Анна ФЕКЕТА: «Я люблю актеров!» / Приамурские ведомости | Хабаровский краевой музыкальный театр

Анна ФЕКЕТА: «Я люблю актеров!» / Приамурские ведомости

«Если хочешь, чтобы было хорошо — сделай это сам» — жизненное и профессиональное кредо Анны Фекеты. Наверное, впервые в краевом музыкальном театре появился такой режиссер — молодая девушка, успевшая в свои достаточно юные годы освоить сразу несколько творческих профессий, необходимых для создания полноценного театрального действа. 

Подготовка к премьере «Безумной семейки» заняла два месяца, но никто не уделил спектаклю столько времени и сил, как Анна. Впрочем, ей не привыкать. Фекету знают в стране — не принадлежа ни одному конкретному театру, она почти не бывает дома, а рабочий график составляет на несколько месяцев — несколько спектаклей — вперед. Однако до недавнего времени география ее постановок едва доходила до Урала.

Анна признается, что по­баи­валась так далеко уезжать из родной Москвы. Хоть к расстояниям ей, как дочери художественного руководителя Театра Северного флота и актрисы, не привыкать — на первые в своей жизни гастроли Анна отправилась всего шести месяцев от роду. 

В Хабаровск Фекету привез Николай Евсеенко, руководящий сейчас двумя главными краевыми театрами. Действительно, хорошему руководителю сложно было бы пройти мимо такой разносторонней личности — Анна обычно выступает не только режиссером, зачастую становясь еще и хореографом, инсценировщиком, художником, сценографом, хормейстером и даже модельером своих спектаклей. 

Такой универсальный подход она объясняет повышенной требовательностью к тому, что уже много лет составляет смысл ее жизни, — созданию гармоничного театрального продукта, идеального со всех точек зрения. 

— Я с детства занималась музыкой. И уже тогда меня не устраивали те оперы, которые я видела. Ну не должно быть на сцене пятидесятилетних дородных Джульетт, а основной мотивацией оперной постановки — наличие у артиста хорошего голоса при отсутствии актерского мастерства. Когда задумываю спектакль, вижу картинку целиком, поэтому мне одинаково важны все его составляющие. 

Поэтому РАТИ Анна закончила как оперный режиссер, попутно осваивая в той или иной мере и прочие театральные профессии. Сейчас она не представляет себя вне театра — даже в раннем детстве вместо сказки на ночь папа рассказывал ей истории о Мейерхольде и Станиславском. 

Вот и в краевом музтеатре Фекета почти живет. Накануне каждой репетиции успевает пройтись по цехам — проверить костюмы, декорации, пообщаться с музыкантами и поприсутствовать на хореографических разводках. С недавнего времени ей повезло собрать команду единомышленников, и теперь на очередную постановку она приезжает со своими хореографом, сценографом и художником по костюмам. А прежде приходилось в каждом новом театре находить общий язык с местными коллегами, что не всегда бывало легко. Виной тому, как говорят в народе, «недостаток, который проходит с годами», а именно — «несолидный» возраст Анны, который она предпочитает скрывать, очевидно, чтобы не акцентировать сознание людей на цифрах, а в первую очередь обратить внимание на свой профессиональный уровень. 

Действительно, практически в каждом театре общение с местной труппой и руководителями постановочной части начинается с недоверчивого: «Ну-ну, девочка, что ты нам покажешь?» — Анна читает этот вопрос по глазам, но быстро отвечает не словом, а делом. 

Спектакль «Безумная семейка», по мнению Анны, — принципиально новое явление для Хабаровска. Действительно, от первоисточника мало что осталось. Комедия положений, так называемая коммерческая пьеса, написанная лет тридцать назад драматургом Альдо Николаи, представляет собой семьдесят страниц диалогов, не подкрепленных практически никаким действием. В интерпретации Фекеты это феерическое шоу с танцами, песнями, постоянным движением — персонажи проживают не только все события, но и собственные речи физически, наполняя пластикой каждую сцену, диалог и даже выразительные паузы. 

Анна полностью переписала пьесу, сделав на ее основе свою авторскую инсценировку. Сама подобрала музыкальное наполнение, где наряду с известными ариями звучат отрывки из популярных мюзиклов и современная эстрада. Причем для арий написала оригинальный русский текст в соответствии с требованиями сюжета. Ей принадлежало последнее слово и в разработке костюмов. Кстати, Анна предпочитает сама закупать ткани и фурнитуру, а потом посещает все примерки. Ведь только ей, привыкшей воспринимать будущий спектакль цельной картинкой еще на стадии его задумки, известно заранее, где, например, у актрисы должен быть разрез платья и какой глубины декольте, для того, чтобы не только внешне подчеркнуть характер персонажа, но и максимально точно выразить его в пластике. 

Примечательно, что работа над «Безумной семейкой» велась в крайне сложных для режиссера, да и всех остальных участников постановки, условиях. Номинально репетиционный процесс занял полтора месяца, но актеры то и дело отвлекались на вводы в другие спектакли — после трагической гибели ведущего артиста театра Владлена Павленко большинство постановок остались без главного героя, поэтому руководство приняло разумное решение вводить на его роли сразу несколько актеров. Схожая ситуация произошла и у Фекеты. Звезда краевого музтеат­ра Татьяна Маслакова незадолго до премьеры попала в больницу, так что Анне пришлось за две недели ввести в спектакль еще одну Вильду — второй исполнительницей этой роли стала Анна Гончарова. 

На самом деле в каждый новый театр Анна приходит в уже привычном ей ожидании какого-нибудь сюрприза и давно не удивляется, что в одном ей дают откровенно слабых актеров, вчерашних выпускников, в другом возникают проблемы с художником… Однако в Хабаровске единственной ложкой дегтя стало урезание количества репетиций из-за вводов. 

О хабаровских же артистах Фекета довольно высокого мнения. 

— В этом театре все актеры прекрасны, здесь хороший творческий уровень. Я считаю, что актер — главная единица в театре, и мы все работаем для того, чтобы артисты могли показаться на сцене наилучшим образом. Я люблю актеров, — признается Анна, — но режиссер не должен допускать послаблений, ему необходимо быть строгим. Вообще режиссер в театре — то же самое, что полководец в армии. Как говорил Гончаров, в театре должна быть «добровольная диктатура». Я чувствую людей и если вижу, что актер настроен негативно, разговариваю с ним, вместе выясняем и решаем проблемы… 

А еще здесь Анна в очередной раз сделала то, что считает одним из важных направлений в своей работе. А именно — открывать новые имена в уже сложившихся труппах. Анна Гончарова, прежде почти не занятая в репертуаре, благодаря вводу в «Безумную семейку» оказалась довольно хорошей исполнительницей одной из главных ролей. Фекета считает, что это — открытие для нашего театра. Еще один яркий пример — перевоплощение Марины Рябцевой из рядовой артистки хора в драматическую актрису. В процессе распределения ролей выяснилось, что в труппе не хватает молодой девушки на одну из главных ролей. Анна устроила кастинг среди хористок и обнаружила, что Марина — хорошая характерная актриса с вполне успешным драматическим будущим. 

— Я всегда говорю актерам, что мне не важны их звания и положение в театре, — утверждает режиссер. — Для меня главное — творческий процесс, во время которого видно, достоин ли конкретный человек в нем участвовать или нет. И хотя я буквально очарована Татьяной Маслаковой и Денисом Желтоуховым, все равно какого-то отдельного, особого отношения у меня ни к кому нет. 

Что же касается спектакля, премьера которого состоится уже сегодня, 24 декабря, то он грозит сказать новое слово в театральной жизни Хабаровска. Он представляет собой то самое синтетическое искусство, которого требует современность, где в одном произведении, жанр которого Фекета определила как «гангстер-шоу», органично соединяются мюзикл, пародия, кинематографические приемы в мизансценах, актерская пластика наряду с балетными номерами… 

— Я проповедую любовь во всех своих работах, — признается Анна. — Хотелось и этот спектакль сделать позитивным, светлым, подарить зрителям радость — это гораздо сложнее, чем просто поставить комедию. Мне было интересно взять, откровенно говоря, плохую пьесу и сделать хороший спектакль, хоть это и трудно. Наполнить его действием оказалось гигантской работой. Мне хотелось, чтобы зритель увидел себя в каждом персонаже, и они получились реальными людьми, которые и в жизни ведут себя так же. Для этого каждому персонажу я придумала его заветную мечту. Одна — страстно мечтает выйти замуж, другая — стать голливудской актрисой, кто-то спит и видит себя владельцем ресторана, а другой воображает, что он — мафиозный главарь… Пьеса — всего лишь отправная точка для фантазии режиссера, и в этом спектакле от Альдо осталась лишь сюжетная линия, а все остальное — мое. 

Анна Фекета еще вернется в Хабаровск в марте 2012 года, когда закончит свой очередной проект, чтобы подтянуть второй состав «Безумной семейки». Впрочем, в ее пока не подкрепленных ничем конкретным планах сотрудничество с краевым музыкальным театром на этом не ограничивается. Действительно, в наше время режиссер — профессия штучная, а хороший профессионал, который создает крепкие, полноценные спектакли, актуальные для своего времени, способные не только делать кассу на известном названии, но еще и действительно привлекать зрителя в театр, — большая редкость. Хотелось бы, чтобы режиссеры такого уровня, хоть и в статусе приглашенных, стали в нашем городе гостями постоянными. 

Елена РОМАНОВА. 

№№ 195-196 (7445-7446) • 24 декабря 2011 года • Суббота

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх