Год назад ушел из жизни заслуженный артист России Владлен Павленко / Приамурские ведомости №75 (7525) 18.07.2012 | Хабаровский краевой музыкальный театр

Год назад ушел из жизни заслуженный артист России Владлен Павленко / Приамурские ведомости №75 (7525) 18.07.2012

Год назад ушел из жизни заслуженный артист России, ведущий мастер сцены Хабаровского краевого музыкального театра Владлен Павленко

Влад ушел совершенно неожиданно, слишком рано и как-то невовремя. Все, кто знали его при жизни, в те страшные июльские дни вспоминали, что им не хватило буквально самой малости, без которой прощаться с ним было еще тяжелее. Не сказали каких-то важных слов, не выпили вместе еще одну чашку кофе, не пришли еще раз на самый любимый из его спектаклей.

Он едва справил сорокалетие – самый расцвет мужского здоровья, творческого потенциала, житейской мудрости. Помятуя о нехорошей примете, не устраивал праздника. Но судьба догнала Влада в чужом заграничном небе – в небе, которое он любил наравне с семьей, друзьями, профессией, в редкие дни отдыха приближаясь к нему на параплане или паралете. С воодушевлением рассказывал всем о путевке в Чехию, о предстоящей летной учебе на настоящем самолете. Многие пытались его отговорить, но Влад выбрал мечту.

Обстоятельства, повлекшие падение спортивного самолета на чешском курорте, куда Влад прибыл осваивать авиапилотирование, так и остаются невыясненными. Отчего, едва взлетев, закружилась в штопоре и рухнула наземь совершенно новая машина, за штурвалом которой находился опытный инструктор, а рядом с ним едва начавший обучение, поэтому вряд ли допущенный к самостоятельному управлению артист? Чешские правоохранители не дают ответа. Похоже, им нет дела до какого-то «залетного» туриста, который уже никогда не расскажет, что с ним случилось.

Зато о нем есть кому рассказать в Хабаровске, городе, ставшем для Влада родным ровно на половину его жизни. С армейских времен Магнитогорск остался для Влада лишь малой родиной, поводом приехать в гости к родственникам. Последние полжизни он принадлежал Хабаровску, здесь у него появились настоящие, «навсегдашние» друзья, любимая семья, единственный в его карьере театр, символом которого Влад стал в считанные годы, задолго до того, как в 2008-м привез из Москвы первую в истории театра и вообще Дальнего Востока «Золотую Маску» за роль в спектакле «Самолет Вани Чонкина».

Так же, как Хабаровск принадлежал ему. Он любил его улицы, его небо, его людей. И те отвечали Владу взаимностью. Даже учитывая его огромный круг общения, он знал и любил гораздо меньше людей, чем знали и любили его. Несмотря на феноменальную для такого успешного артиста и популярного человека скромность, он всегда был в центре любой компании, его умение расположить к себе, не прилагая никаких усилий, притягивало к нему народную любовь вне зависимости от официальных признаний. Поэтому совершенно естественным и даже безальтернативным стало присвоение ежегодному хабаровскому конкурсу актерской песни «Золотой Орфей», где он был постоянным участником и фаворитом, имени Влада Павленко.

Завтра, 19 июля, краевой музтеатр на один вечер прервет отпуск и сыграет спектакль «Самолет Вани Чонкина». Сборы от продажи билетов пойдут на создание памятника, который будет установлен на кладбище, там, где покоится тело Влада. А душа его, кажется, до сих пор здесь, где-то рядом с нами. Скорее всего, уже сегодня это почувствует коллектив театра, когда вечером соберется узким кругом на поминки. Впрочем, напоминать о Владе специально здесь никому не нужно. Его и так вспоминают – каждый день, каждый час. Коллеги признаются, что порой не осознают его отсутствия. А когда понимают – сердце сковывает уже привычная, ставшая почти незаметной и родной боль. И жизнь продолжается. Без Влада.

Накануне памятной даты мы встретились с теми, кто провел с ним последние двадцать лет на одной сцене, в одной тесной компании, с теми, кто стал его второй семьей и без кого невозможно представить краевой музыкальный театр точно так же, как нельзя его представить без Влада, а их – без него.

Народный артист России Игорь Желтоухов – первый музтеатровец, который познакомился с едва ли двадцатилетним тогда Владом Павленко, стал его первым и главным на всю жизнь учителем, практически вторым отцом. Игорь Евгеньевич признается:

– Для нас с женой он как сын, член семьи. Знаю его с первого дня появления в театре. Когда он заканчивал срочную службу в оркестре ДВО, пришел к нам и попросился работать в хоре. Сначала пел в массовке, потом появились маленькие рольки… Тогда же я набирал себе курс в институте искусств и культуры и взял его к себе. Влад – мой лучший и самый любимый ученик за всю мою долгую жизнь. Первый год я учил своих студентов не столько мастерству, сколько дружбе, пониманию, что на первом месте должны быть семья и друзья, а потом уже – профессия. Я же познакомил Влада с его будущей женой Олей, когда она пришла в наш балет на практику. Почему Влад был моим лучшим учеником? Ему никогда не надо было что-то повторять дважды. На репетиции всегда приходил готовым и часто предлагал какие-то свои мысли, решения в работе над отрывком, своей ролью. А это главное в нашей профессии – предлагать свое к тому, что придумал режиссер. Мой учитель говорил: «Если студент запомнил пять процентов из того, что ему преподают, этого достаточно». Влад запоминал, как минимум, пятьдесят процентов. Плохого, связанного с Владом, я совершенно не помню – так бывает, когда человек хороший. Влад любил работать – поэтому стал тем, кем стал. В прошлом году, когда пришла новость о трагедии, 21 июля я сидел в гримерке, и чтобы отвлечься, достал из коробки первый попавшийся диск, а там – «Привет с Камчатки», Денис и Влад снимали, как летали на парапланах, я плакал и смеялся одновременно… Это невосполнимая потеря. Он ушел очень рано. Сколько мог еще сделать, принести помощи людям, семье, друзьям, театру…

Так же думает сын Игоря Евгеньевича, заслуженный артист России Денис Желтоухов. Сдружившись за двадцать лет сначала на одном курсе, а потом на одной сцене, с Владом они были, пожалуй, ближе, чем братья. Именно эти два артиста составляли самый частый мужской тандем в музтеатре, где Владу, как правило, доставались персонажи героические, а Денису роли простаков. Желтоухова порой возмущали, но одновременно и восхищали те душевные качества, благодаря которым в большой степени и любили Влада все окружавшие его люди. Денис вспоминает:

– Для двадцать первого века он был «мерзопакостно» честный человек, таким его воспитали родители еще в советское время. Как-то на гастролях в Благовещенске у нас прохудились фрачные брюки от костюмов для спектакля. Мы взяли у администратора две тысячи рублей на покупку новых, но купили 2 пары штанов по пятьсот рублей. Я предложил оставить сдачу себе, мол, мы эти деньги не украли, а заработали, а Влад меня еще долго попрекал. Думаю, если бы не эта трагедия, у него был бы ранний инфаркт – он много держал в себе, свои переживания, огорчения. На некоторых гастролях мы жили в одном номере, но в вечерних беседах было заметно, несмотря на нашу многолетнюю дружбу, что он не хочет говорить на щепетильные темы… На сцене мы понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. Мне его постоянно не хватает, не было дня, чтобы я его не вспомнил, и так как мы общались в одной компании – за этот год не было ни одного застолья, где бы не подняли тост за Влада. А сколько мы пережили веселых приключений!..

Такая душевная дружба со временем логично продолжилась прочным и гармоничным творческим союзом трех сердец – как-то само собой получилось, что из концертных номеров сложилось знаменитое на весь Хабаровск и далеко за его пределами трио «ПМЖ» – по первым именам фамилий Павленко, Маслакова, Желтоухова. Народная артистка России Татьяна Маслакова органично дополнила в этот актерский мини-ансамбль, и пожалуй во всех самых ярких спектаклях хабаровской музкомедии в главных ролях была занята знаменитая троица.

Несмотря на почти десятилетнюю разницу в возрасте, Татьяна в их знаменитом трио всегда оставляла Владу лидирующую позицию. Рассказывает:

– Разговор о Владе – не на час, не на день. Эмоции и чувства невозможно передать на бумаге – получится пустой звук. Какими словами передать, как он приходил ко мне в гримерку, удобно устраивался на кресле и спрашивал: «Ну что, Тань, чашечку кофечку нальешь?». Это было только его выражение. У него было врожденное чувство юмора, жаль, что не записывали за ним его постоянные маленькие шутки, которые выходили особенно смешными, когда он говорил их с серьезным лицом. В нашей троице он был негласным лидером, главной движущей силой, а мы ему очень доверяли. Основные идеи наших выступлений он вносил, не давя авторитетом, но мягко предлагая, а дальше мы вместе их развивали. У него был хороший музыкальный вкус, чутье. Он умел найти ретро, которое публика любит слушать. Любил бардовские песни с простым, добрым текстом. Всегда был в контексте пьесы, коллектива, в контексте жизни. Мы вспоминали и будем вспоминать Влада и весь прошедший год, и долгие годы потом, всю жизнь. Я думаю о нем каждый день, каждый час, постоянно что-то напоминает – на репетициях представляешь, как это сделал бы Влад, в перерыве ждешь – сейчас он зайдет со своей «чашечкой кофечку». Вот только что заходила Оля Павленко, наливала кофе, и мы опять о нем вспомнили. Не можем с ним расстаться ни на минуту, как будто он все еще с нами. На концертах нашего трио Влад стоял справа от меня, и теперь, когда мы выступаем вдвоем с Денисом, я то и дело по привычке поворачиваю голову вправо, в ушах звучит его голос… Мы поем вдвоем, потому что не видим замену Владу, кажется, что это будет предательством.

К печальной дате в краевом музыкальном театре подготовили памятный альбом. Там собраны фотографии Владлена Павленко, воспоминания о нем его ближайших друзей и соратников. На первых страницах – вступительное слово художественного руководителя театра Николая Евсеенко, проработавшего с Владленом десять лет. Он пишет о том, каким Влад был человеком, артистом, другом, что сделал для театра и что мог бы сделать, отвернись от него беда в чешском небе. Там есть и такие строки:

– Влад для меня был чем-то большим, чем просто артист, который привлекает зрителя, создает яркие образы на сцене, мощно занят в репертуаре, является лицом театра… Это была какая-то очень сильная человеческая привязанность. По возрасту он годился мне в сыновья и, наверное, это было отчасти и отцовское чувство. Он всегда был красив и успешен, хотя его постоянно обуревали сомнения, но это нормально для настоящего артиста, для творческого человека. И в жизненных, и в творческих ситуациях ему была присуща обнаженность человеческой природы и на сцене, и вне сцены. Неуловимые потрясающие мелочи в его актерской работе, следить за которыми было необычайно увлекательно. Иногда я не понимал, как происходит рождение его образа…

По-человечески Влад был безумно трогателен. Вспоминаю историю его отношений с будущей женой, его невероятную влюбленность. Он влюблялся и раньше, и нередко, но это действительно было серьезное и глубокое чувство. Вспоминаю, как безумно счастливый молодой человек гулял с малышом, дышал с ним воздухом листьев, травы, солнца… Незабываемое выражение счастья и трогательного умиления по поводу маленького человека, тоже Влада, в коляске, забыть невозможно. Мне казалось, он вырастет и в административного, и в художественного руководителя, это тот человек, который мог бы быть лидером театра. Скажу откровенно, я такую перспективу для него и себя выстраивал, потому что это был порядочный, честный человек. Фактически Влад рос и мужал на моих глазах. Из юного мальчика превратился в зрелого крупного артиста, сохранив при этом душу ребенка, которая удивлялась миру. Эти распахнутые глаза и его тонкость позволяли ему удивлять других. С ним всегда было ощущение восторга, праздника, полета. Он был очень щедро одарен умением создавать атмосферу счастья, творчества, радости, света, любви, добра. Бог и Природа на редкость щедро его этим одарили. Счастье, что такой человек был рядом. Был другом, человеком, артистом.

Кажется, все они, в одночасье осиротевшие, но сохранившие память о любимом ученике, друге, брате, могут говорить о нем часами. Вспоминать, каким он был талантливым импровизатором, пародистом, как его любили поклонницы. Как дочь работницы театра впервые увидела его в коридорах и упала в обморок от близости к кумиру. О Марии Ивановне, которая долгие годы выкупала одно и то же место в партере на все (!) спектакли с его участием, от премьеры до последнего показа, писала ему стихи-посвящения, артисты предполагают, что Влад был для этой немолодой женщины неким олицетворением Настоящего Мужчины.

…До сих пор не верится, что его больше нет с нами. На сайте музтеатра его профайл остается в галерее артистов, как будто Влад все еще служит этой сцене. Разве что портрет обведен черной рамкой. Памятный спектакль также пройдет с его участием: два самых острых эпизода сыграет Влад Павленко – на большом, во весь задник, экране, в записи. Как живой…

 

Елена РОМАНОВА.

Приамурские ведомости №75 (7525) 18.07.2012

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх