Артист не должен задавать лишних вопросов. Интервью с заслуженным артистом России Денисом Игоревичем Желтоуховым | Хабаровский краевой музыкальный театр

Артист не должен задавать лишних вопросов. Интервью с заслуженным артистом России Денисом Игоревичем Желтоуховым

Артист не должен задавать лишних вопросов

Интервью с заслуженным артистом России Денисом Игоревичем Желтоуховым
 

Желтоуховы. Эта династическая фамилия Хабаровского краевого музыкального театра известна всем хабаровчанам. Вернее - всем дальневосточникам. Без всякого преувеличения. Точно также всем понятно, что Игорь и Денис Желтоуховы, отец и сын - два абсолютно несхожих меж собой дарования. К этому чуду театралы давно уже привыкли, и потому наш разговор с Денисом Игоревичем об особенностях и превратностях театральной профессии проходил без каких-либо сопоставлений и упоминаний (помимо явной необходимости) имени Игорь Евгеньевич. Тем более, что интервью со старшим Желтоуховым мы публиковали не так уж давно.
 

Денис, ты состоявшийся человек, востребованный артист, глава семьи, отец. Как думаешь, благодаря чему, в первую очередь, это все состоялось?

Во-первых, и само собой разумеется, благодаря родителям. Если бы они не захотели, ничего бы не было. Смею надеяться, что и там, наверху некое существо тоже приложило усилие. Раз у меня что-то получается в жизни. Не все получается, как хотелось бы, но получается, и я доволен. Главное, с возрастом нужно постараться научиться (это сложно, но нужно постараться) жить событиями, происходящими с тобой здесь и сейчас. Утром просыпаешься - нужно прожить до вечера, а там уже, как будет на следующий день - посмотрим. Когда я начинаю жить так, то как-то больше удается.
 

Случается,  люди, состоявшиеся в жизни как личности, говорят, что чувствуют, как «по жизни их ведут», и главная задача - услышать знаки, которые им подаются. У тебя есть такое чувство?

Не все желания артистов совпадают с желанием режиссера. Такова наша работа, мы - зависимые люди. Мы - пластилин, из нас лепят, нас ведут. Это нужно для того, чтобы режиссер мог сделать спектакль так, как считает нужным он, а не так, как видится артисту. Другой вопрос, что есть разные режиссеры, и бывает, что артистам, которых хорошо знают, они доверяют делать роль самостоятельно, дают возможность вмешиваться в свою работу. Так тоже интересно, но от этого иногда устаешь. Хочется, чтобы тебя вели. Артист не может и не должен раздваиваться: делать на сцене то, что он должен делать и, в то же время видеть себя со стороны. Иногда это возможно, но не слишком часто. Я не могу все время раздваиваться, быть зрителем. Видеть меня должен режиссер.
 

Речь идет о том, как «ведут» не по роли, а по жизни.

Меня по жизни ведут? Да, наверное, кто-то там, наверху, дергает за нитки, это однозначно. Но, думаю, едва ли что-то путное происходило бы, если бы я не прикладывал к этому свое желание, свой труд. Все-таки верно Константин Сергеевич Станиславский сказал, что сила артистов в трех буквах «Т». Причем талант - на последнем месте стоит, первые две буквы «Т» - это труд и труд. А потом - талант. Поэтому, как бы там за нитки не дергали, как бы не вели, ничего без твоего участия не состоится. Я уже не раз убеждался, что если у меня есть сильное желание воплотить какую-то свою идею, настолько сильное желание, что эта идея просто из головы не вылетает, и я думаю о ней постоянно… То есть ПОСТОЯННО. То она непременно воплотится. Это сто процентов!
 

А бывает, что проходит время, и ты понимаешь - что-то упустил? Все вело к тому, что должен был совершить поступок, но не совершил, не услышал сигнала?

Прислушиваюсь ли я к знакам? Наверное, это отдельный и очень долгий разговор. У меня свое отношение к Богу, очень личное ощущение. Я верю в Бога, но не хожу в церковь. Чтобы просить Его о чем-то, нужно попадать, наверное, в настоящий транс. Человек может сделать это только тогда, когда находится наедине с собой. К примеру, когда у человека сильнейшие болевые ощущения, он начинает взывать: «Да за что же это мне, Господи?». Вот это уже разговор. В церкви, такого разговора состояться не может. Нужна очень сильная эмоция. А ходить в церковь просто так и беспокоить Его по пустякам… Я никогда этого не сделаю. И даже если я, выходя на сцену, выполняю какие-то ритуальные действия - покреститься, постучать - это, скорее, самоутверждение. Если бы я не побеспокоился выучить текст, я бы никогда не вышел на сцену. И танцы, и музыку, и текст я знаю. А крещусь и стучу, чтобы не произошли какие-то непредвиденные вещи - не упала декорация, штанкет не отвалился - я за это переживаю. Чтобы мне дали возможность сделать то, что я должен сделать. У меня нет ни малейшего сомнения, что верить надо, что Он есть, но я верю там, у себя внутри.
 

Был ли в твоей биографии миг сомнений в выборе профессии? Или все было определенно с детства раз и навсегда, без вариантов?

Почему-то в детстве, когда все мечтали быть космонавтами, я мечтал стать воспитателем детского сада. Класса до пятого. Это не потому, что я хотел отомстить детям за то, как воспитывали меня - по-спартански немножко. Я был ребенком довольно шустрым, соответственно этому было и воспитание. Просто я люблю детей, и процесс общения с ними доставляет мне удовольствие. Ну а позже, в старших классах,  вопрос о выборе профессии уже не стоял. Я понимал, что буду артистом, но мысли были несколько в другом, не в музыкальном русле - после 9 класса я собирался поступать в иркутское театральное училище на драматического артиста. Может быть, от того, что я вырос в музыкальном театре, жизнь была перенасыщена опереттой, и я видел в этом искусстве четкую грань между правдой и неправдой… И все же даже тогда в этом неправдоподобном искусстве мне очень нравились артисты Игорь Желтоухов и Стас Боридко - именно тем, что в них не было неправды, а всегда была  исключительная достоверность. Даже в самых идиотских обстоятельствах нашего жанра.  Конечно, в жизни ничего не бывает как в оперетте. Но эти артисты умудряются заставить зрителя поверить во все, что они делают. И никто ни в чем не сомневается. И, тем не менее, я хотел учиться на драматического артиста. Но в силу того, что я был беспокойным юношей, и только по этой причине, мне на семейном совете не разрешили ехать. Родители переживали, что я слишком активен и молод, и, может быть, не самостоятелен. Они просто побоялись, и я думаю, что правильно сделали. В общем, то ли кто за нитки дергал, то ли это было правильное решение отца. Но с тех самых пор у меня осталось всегдашнее желание и рвение сделать в наших музыкальных спектаклях свою роль достоверной, понятной, жизненной. Не знаю, хорошо делаю это или нет, но стараюсь. Понятно, что есть ап-арт, фантасмагория, где это не нужно и невозможно, но во все остальное стараюсь внести правду, приблизить к реальности.
 

Ты можешь представить себя человеком нетворческой профессии?

Себя представить не могу, но людей таких знаю. Они очень страдают обычно. И деньги, бывает, приличные получают. Но - скучно! Заниматься надо только любимым делом. Я знаю и другое. К примеру, профессия слесаря. Один слесарит и пьет от скуки, а другой получает от своей профессии кайф, потому что в этом он дока, потому что, в отличие от меня, у него руки растут из того места. У меня-то к такой работе нет не просто таланта, и рвения-то, признаться, нет. А у человека - есть. Он, может и зарплату самую обычную получает, а работает совсем иначе, чем его коллеги. Он за годы не устал делать свою самую обычную работу, ему интересно сделать ее не просто грамотно, но - красиво, не с угрюмым лицом, аккуратно, артистично! Нетворческих профессий, если вдуматься, не бывает.
 

Валентин Гафт сказал: «Актер - тот, кто ничего не умеет». Что ты об этом думаешь?

Я понимаю, что он имеет в виду. Актер - безумный фантазер. Представьте, дали ему эту самую роль слесаря. Может быть, дома он элементарный винт открутить не может. Но он может примерить  на себя эту профессию, этот образ, эти обстоятельства и сумеет сыграть не только слесаря, а вообще кучу профессий. За примером далеко ходить не надо. Вспомните великолепного Евгения Евстигнеева в роли врача Филиппа Филипповича в «Собачьем сердце». Кто-нибудь может усомниться, что на экране - настоящий хирург? Там все - точность в изображении профессионала, его психологического состояния, притом речь идет о враче дореволюционного времени. Или блестящий американский артист Тим Ротт. Ему довелось играть художника Фрэнсиса Гойю. Не будучи художником, он сыграл его совершенно уникально. Гафт абсолютно прав, артисты не просто ничего - они ни хрена не умеют.
 

Еще об актерстве. Случается ли, что ты ощущаешь себя клоуном? Как ты относишься к таким ситуациям? Как вообще к этому может относиться артист театра?

Скажем так, я не позволяю себе этого. Этого не должно быть. Это другой жанр. Но вопрос ненапрасный. Я знаю хороших и даже знаменитых артистов, которые считают, что это позволительно. Я так не считаю. Театр и цирк - это разные вещи. Тем более, что цирк я ненавижу. Не просто не люблю, а ненавижу. Мне не нравится этот жанр. Это трагедия. Людей смешат не тем способом. Я имею в виду клоунов. Хотя среди них были великие и потрясающие артисты, но это такая редкость. Это уникальные случаи. Юрий Никулин описывает в своей книжке номер французского клоуна. У него летал под куполом голубь. Птичка клоуна радовала, а потом она падала вниз и разбивалась об арену. Клоун переживал и плакал, и птичка оживала. Как он это делал?!  Как она оживала? Понять невозможно. Изобрести такой номер - тоже. Но таких номеров… А может, это вообще - всего лишь техника? Я, может быть, чересчур резко сказал «ненавижу» цирк. И все же - не люблю. Театр - это искусство, кино - индустрия, а цирк - это техника, достигаемая изнурительнейшим трудом. Там у артиста нет полета души, который рождается в дыхании зала. Люди сцены меня поймут. Ну, вот идет артист по канату, облажался и долбанулся. И чего? И где тут душа летает? Ну, прошел он по канату. Удовлетворил себя. И завтра прошел по канату. И что? На сцене тоже есть адреналин. Но это - другое. Это когда ты на сцене смеешься, а люди в зале - плачут. В цирке наоборот: артисты плачут, а люди - смеются. Это и есть клоунада. А для меня вообще иногда важнее, когда зритель не хохочет, а улыбнется. Это значит, что он меня понял, до него дошло, что я хочу сказать. В театре молчание зала порой важнее. А для клоуна гомерический смех обязателен. Это - его успех.
 

Что тебе ближе и интересней: классическая оперетта или музыкальная комедия, мюзикл?

Мне в принципе все равно, потому что все интересно.
 

А есть такой жанр, в котором тебе не хотелось работать? Кроме цирка.

Я бы не о жанре в этом случае говорил. Если бы кто угодно, какой угодно известный или даже великий режиссер предложил мне сыграть роль, в которой я бы почувствовал пошлятину, я бы этого делать не стал, даже с учетом того, что такая роль, такой шанс могут случиться раз в жизни. Дело не в жанре, дело в сути того, что ты делаешь. Хотя по идее в своей работе я не имею права выбора, но отказаться я могу.
 

Кто тот человек, чье мнение о своей работе на сцене ты не просто выслушаешь, а прислушаешься?

Всегда прислушиваюсь к мнению моего друга - Влада Павленко. Он человек опытный, при этом очень хороший артист и при этом друг. Это большая редкость. И я этим очень дорожу. Я прислушиваюсь к советам моей жены, потому что она - музыкант, и какие-то вещи говорит очень дельно и дурного не посоветует. Ну и понятно, что это - Игорь Евгеньевич. Пожалуй, все. Это немало.
 

А чувство собственной самооценки тебя может подвести?

Наверное, может. Лет через десять. Пока, слава богу, не подводило. Я точно знаю, что я делаю хорошо, а что плохо. Я знаю, где режиссеру не надо меня контролировать, а где нужен контроль, и чего мне вообще делать не стоит. Здесь я никогда не прогадываю.
 

Я знаю, что человек ты принципиальный и в своих высказываниях бываешь резким. Это с детства, или к этому ведет опыт работы в театре?

Ребенком я был шустрым, но никогда не был резким или скандальным. Возможно, к такой форме общения привело мое серьезное отношение к работе. Учитывая, что по жизни я человек темпераментный, я могу даже со своим другом поругаться в театре. Но при этом, по окончании репетиции мы оба будем прекрасно понимать, что это была работа. Моментально все это забывается. Я очень разделяю работу и личные отношения. Но могу сказать, что я стараюсь найти компромисс. За мою театральную жизнь был только один такой случай, когда я категорически, в резкой форме отказался от работы в спектакле. Отказался не потому, что меня не устраивал режиссер, просто это было абсолютно не нужно и неинтересно никому. Потом я пожалел о резкости, но зато убедился в своей правоте по сути. Спектакль не прожил и полугода.
 

С тобой легко работать?

Не знаю, по крайней мере, режиссеры не жаловались. Я человек податливый. После совместной работы с режиссером Юлием Изакиновичем Гриншпуном я могу выполнить любую задачу режиссера, даже фантасмагорическую. С удовольствием в этом смысле вспоминаю роль Телемаха в спектакле «Пенелопа», когда надо было говорить текст и при этом выполнять абсолютно несовпадающие с этим текстом действия. Это очень было сложно и очень интересно. Редкая роль.
 

А партнеры не жалуются?

Надеюсь, что да. Проблем пока не возникало.
 

Творческий конфликт - это созидательное или разрушительное явление?

Конечно, разрушительное. Если говорить по правде, то не должен артист задавать лишних вопросов. Он должен делать то, что ему говорит режиссер. Все словесные прения - это разрушение. Если бы мы все двадцать человек, находящихся на сцене, выполняли те задачи, что ставит режиссер, получалось бы просто гениально. Но дело в том, что в силу возраста, или, наоборот, неопытности, не каждый артист может это. И начинается, «я это не могу» или «я могу по-другому». Все! То, что придумал режиссер, уже никто не делает. Режиссер вынужден подстраиваться под артиста, который не может или не хочет стоять на голове и читать монолог. А надо было бы. Вот вам разрушительная сила конфликта.
 

Что в зрительном зале может тебя раздражать?

Две вещи. Во-первых, телефонные звонки. И второе. Раздражает не зрительный зал, это не его вина. Раздражает некая молодежь 15-16 лет, которая впервые попала в театр в этом возрасте. А должны были лет в 8 попасть. Раздражают родители этих людей. Как они могли допустить, что у человека в 8 лет, а то и еще раньше, не случилось встречи с театром? Есть же ТЮЗ, кукольный театр. Без этого же нельзя жить! Здесь вся проблема, в родителях, которые не водят в музей, не учат видеть в вещах красоту. Я недавно растерялся, когда столкнулся с дикой статистикой. Оказалось возможным окончить школу и за все 10 лет прочесть не больше двух книжек. Это поражает.  
 

От чего ты больше всего в жизни устаешь?

От непонимания. Сначала от него, а потом оттого, что, наверное, я неправильно объяснил. Или оттого, что меня не хотят понимать. Любой человек, наверное, устает от вранья или от глупости.
 

Что может поднять твое настроение?

Бывает, придешь домой, и сразу поднимается настроение от накрытого стола.
 

Ты предугадал мой следующий вопрос - насколько для тебя важен вкусный ужин?

Наверное, я человек приземленный. Сало, горчичка, пара стопок - очень приятно. И настроение хорошее. Приятный собеседник вызывает хорошее настроение. Если говорить о работе, это - интерес! Если я завтра буду идти на работу, и к ней будет интерес, то настроение будет великолепное. Хорошее настроение - это ребенок. Он растет и каждый день выдает настоящие перлы. Недавно на вопрос мамы, какая из воспитательниц в садике ей нравится больше: Таня или Наташа, наша Злата сказала: «Мне нравится больше Фрекен Бок». Очень хорошее настроение подарила.
 

Многие артисты говорят: «Моей жене памятник нужно поставить!». Твоей есть за что?

Да, я тут недалеко от всех ушел. Дело ведь даже не в натуре артиста. Слава богу, что у нас такой театр - гастролирующий. Но ведь мы уезжаем порой и на месяц, и на два. И репетиции у нас бывают поздние, вечерние, и домой после них бывает, приходишь недовольный. Потому что через два дня, к примеру, премьера, и ты приходишь и с порога заявляешь: «Пожалуйста не трогайте меня. Не задавайте мне никаких вопросов. Не лезьте!». Она понимает. Не лезет. Не спрашивает глупости. Другой бы сказал: «Да иди ты!». Да, признаться,  другие и говорили.
 

Ты делишься своими проблемами с близкими или предпочитаешь пережить все в одиночестве?

Если проблема по жизни, то конечно, у нас есть семейный совет. И с родителями обсуждаем. А если это касается работы, то я до самого последнего момента такие проблемы буду решать сам. Зачем кого-то грузить? Это моя проблема.
 

Случались ситуации, которые казались тебе безвыходными?

Иногда события моей жизни доходят до этого, и уже кажется, что выхода нет, но как-то все потом складывается, что все разрешается само собой. Хотя до последнего момента я даже не представляю, как это будет? И момент паники бывает, и, конечно, пытаешься что-то предпринять, решить проблему… Но в итоге не совсем даже понимаешь, как они разрешаются - эти безвыходные ситуации?
 

Подвиги в быту удается совершать: уложить ребенка спать, почитать на ночь?

Вот вчера совершал. И книжку дочери читал, и спать укладывал, и сказку рассказывал. А во сне сегодня она боролась с Кузей - Лунтика насмотрелась, и видимо, что-то там у нее произошло с Кузей-кузнечиком, что-то ей воевалось с ним. На ребенка я нахожу время всегда. Когда человек говорит, что у него на что-то не хватает времени - так не бывает. Может не быть желания. Только от него зависит нахождение времени для чего-либо. А ненахождение времени для ребенка в последствии вызовет кучу проблем. Здесь ухо востро надо держать.
 

Место, в котором ты живешь - географически - совпадает ли с таким твоим ощущением: «Здесь я хочу жить всегда»?

Абсолютно. Это вообще идеальное место для проживания. Дело не в каком-то дежурном патриотизме. Я достаточно поездил, видел разные города и считаю, что у нас ОЧЕНЬ красивый город. И надо отдать должное и Александру Николаевичу, и Виктору Ивановичу, и Вячеславу Ивановичу за то, что они прилагают столько усилий, много делают для  того, чтобы ухоженность и красота нашего города были такими заметными. Это видно невооруженным глазом всем тем, кто приезжает к нам из других регионов. Это страшно приятно. Ну а уж когда по телевизору видишь такие интервью как во время проведения у нас саммита… Помните, что говорили руководители Евросоюза о нашем городе? Что неожиданно для себя они оказались в ТАКОМ ОБЫЧНОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ГОРОДЕ. Я думаю, что впечатлению таких людей можно верить. У них ведь на лицах было написано и восхищение, и изумление.
 

Как ты чувствуешь, в твоей жизни все складывается правильно?

Пока да. Пока все правильно, все верно. Все идет так, как должно быть.
 

Давать интервью тебе доводилось уже десятки раз. Какие вопросы ты считаешь самыми идиотскими?

Коварный вопрос. Знаете, не то, что идиотскими… Просто, если человек идет брать у меня интервью, он наверняка должен знать, сколько лет я работаю в театре и  вообще иметь какую-то информацию обо мне. И вдруг он спрашивает, когда я закончил университет и где учился. Это уже  просто смешно. Про это сколько можно разговаривать? Пропадает интерес к собеседнику, и начинаешь говорить как робот. Тут ничего не приукрасишь, не поразмышляешь.  Становится очень скучно, излагаешь биографию и сам себя чувствуешь идиотом.
 

     Предлагаю блиц-опрос с вариантами ответов. Если они тебе не подойдут, можешь назвать свой.

     Ты сова или жаворонок?

     Жаворонок.

     Блондинки или брюнетки?

     Это неважно.

     Поезд или самолет?

     Пешком  или машина.  

     Чай или кофе?

     По настроению.   

     Море или лес?

     Ой. Я очень люблю собирать грибы и безумно люблю море. Желательно это как-то совместить, как это бывает в Приморье на острове Попова: пойти сходить за грибами и потом вместе с ними в море окунуться.

     Интуиция или трезвый расчет?

     Я человек интуитивный. Безусловно, что думать своей головой надо. В жизни в особенности. И я стараюсь. Надеюсь, что получается. Но на работе очень сложно что-либо рассчитывать. Очень многое решаю так, как подсказывает мне интуиция. И она меня не подводит. Ни разу не подводила. Вспомните свои первые вопросы. То, что Там предлагают и предполагают, надо слышать. А если не слышишь, то о чем думать?
 

Задала вопросы и записала ответы Галина Долинина

Денис Игоревич Желтоухов - заслуженный артист России, солист Хабаровского краевого музыкального театра. На сцене театра можно увидеть в спектаклях: «Аристократы поневоле», «Брак по-американски», «Волга-Волга», «Даешь бабе ласку!», «Девичий переполох», «Донна Люция», «Летучая мышь», «Мистер Икс», «Моя жена - лгунья», «Прелести измены», «Призрак старого пирата», «Прости мои капризы!..», «Самолет Вани Чонкина», «Сильва», «Цыганский барон», «Ханума», «Черт, Солоха и любовная суматоха».
 
 

     «Хабаровская неделя»  30 октября - 5 ноября 2009
 

Связанные материалы:

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх