«Пограничные» проблемы джентльменов удачи | Хабаровский краевой музыкальный театр

«Пограничные» проблемы джентльменов удачи

     Паруса, наполненные ветром, море - то спокойное, то вздыбленное штормом, матросы, отплясывающие джигу, пираты, отыскивающие клады... А еще пальмы, звери, рыбы, папуасы, кинжалы, бочки с порохом и с ромом. Все это - лишь малая толика того, что вдруг оказалось на сцене Хабаровского краевого музыкального театра благодаря премьерному спектаклю «Призрак старого пирата» по мотивам романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ» на музыку Дмирия Голланда в постановке режиссера Вадима Паршукова. Такого здесь еще не было: декорации не просто меняются, они «оживают», расширяя сценическое пространство до размеров вселенских, технические трюки отлично ладят с завораживающей хореографией и костюмами - смелыми и порой даже озадачивающими.

     Зачем же  столько сложностей? Лишь для того, чтобы пересказать забытую многими авантюрную историю про джентльменов удачи? На этот и другие вопросы «Дальневосточного пограничника» отвечает Вадим Паршуков.

     Общеизвестно, что в театр ходят по большей части дамы. Когда же мы говорим об «Острове сокровищ», первые ассоциации это - клады и пиратские разборки. Выходит, ваш новый спектакль - для мужчин? Тем более, что он очень «наворочен» технически.

     В этом спектакле, действительно, «народонаселение», в общем-то, мужское. Но мужчина живет только лишь во имя женщины, он живет во имя любви. Женщина олицетворяет собой бесконечность. Мужчина - это конечный продукт. И именно вот в этом пограничном состоянии, между мужским и женским началом, наверное, и строится наш спектакль. Граница - это вообще очень актуально. И мужчины, и женщины мы все и все время находимся в пограничном состоянии, которое называется человеческая жизнь. Между границами жизни и смерти, между тем, что такое вообще жизнь и смерть. У каждого свое представление, о том, как человек должен проживать жизнь. Когда я брался за это произведение, я все время думал, о чем можно говорить нынче, когда мир, возможно, на пороге катастрофы?  И я нашел в романе такую удивительную вещь: когда чуть-чуть позволили себе то, что нельзя - когда из Библии вырезали черную метку, произошла катастрофа. Неслучайно наш спектакль закачивается тем, что я пытаюсь отправить людей в дальнейшее путешествие, путешествие в космос, во Вселенную. Потому что движение к награбленным сокровищам - это не путь.

     А черная метка не должна быть точкой?

     Это - отправная точка. Тем более, что наш прекрасный художник Паша Оглуздин сделал такое оформление спектакля, что наш корабль может видеться и Ковчегом, который, может быть, спасет мир. А можно говорить и о «Летучем голландце», который, может быть, разрушит его.

     Потому и декорации поворачиваются к зрителю то белой, то черной стороной?

     Конечно. Вся наша жизнь как тот же самый пограничный столб: есть темные полоски, а есть белые.

     В спектакле использованы приемы, доселе мало использованные на сцене музыкального театра, например, видеодекорации. Для чего? Только для зрелищности?

     Каждый спектакль требует своего прочтения. У нас есть технические приемы, которые я начал применять в своих постановках концертных программ лет 5-6 назад: и на этой сцене, и в «Платинум-арене». Но вот здесь и сейчас, для данного спектакля это все, действительно, является концептуальной основой. Мир вокруг нас, на этой же планете, настолько разнообразен! Существует огромное количество цивилизаций, которые, может быть, даже не соприкасаются друг с другом. Я хотел бы в этом спектакле показать, настолько интересен, настолько многогранен мир, хотя наш корабль дураков несется сквозь пространство и не замечает, что рядом существуют целые миры.

     Видеоряд, который мы увидели, продиктован вами или это совместное творчество создателей спектакля?

     Профессия режиссера должна работать так: я являюсь идеологическим вдохновителем и даю возможность другим дышать, проявлять свое собственное творчество. Поэтому - идея моя, воплощение совместное. Есть, конечно, и более новые технологические приемы с использованием более мощных источников. Но о них мы пока что можем только лишь мечтать. К примеру, нам хотелось еще воплотить в нашей постановке водяной занавес и водяной экран. Они могли бы стать новым каким-то...

     Действующим лицом?

     Дай, пожалуй, действующим лицом. Когда я пришел в спектакль, который начинался без меня, когда собирались все декорации, то отправная его точка очень отличалась от того, что получилось в результате. Всей командой мы отправились в наше совместное путешествие к премьере, и что-то такое произошло, что удалось создать нечто необычное и для музыкального театра, и для региона, и, может быть, для жанра в целом.

     Еще один вопрос об отправных точках постановки, а также о жанрах. Спектакль задавался как рок-опера. Состоялся ли он как рок-опера?

     В чистом виде как рок-опера? Нам просто не хватило времени. Хотя жанр - тоже условность. Нельзя жанрово сверять наш спектакль с «Юноной и Авось», или «Иисусом Христом - суперзвездой», или «Призраком оперы».

     Тем более, что постановления ВЦСПС по этому поводу не было?

     Именно. И тем более, что по номерной структуре, по музыкальным номерам - мы в жанре. Не хватает, пожалуй, поэтического текста или текста прозаического, может быть, переведенного в белый стих. Но опять же вернемся к ограниченности во времени создания спектакля. Мы же его пекли как горячие пирожки. Утром композитор принес музыку - вечером уже номер готов. Сегодня ночью я дописывал финал вместе с моим соавтором (который является по совместительству моей женой). И мы пришли к такому: может быть есть смысл нашим героям, стоя у той ямы, у которой они оказались, начать все сначала? Буквально в последние секунды своей жизни начать все сначала! И финальные слова - к тому самому Режиссеру - Творцу и Создателю. Не просто слова, а вопрос: «Что все это было? Твоя очередная шутка?». Есть замечательная фраза, не моя, я где-то ее украл: «Жизнь так коротка, что остается только лишь шутить в этот короткий период». Я не знаю, есть ли жизнь Там. Наверное, есть, во всяком случае, я надеюсь. Не на воскрешение, а на дальнейшую жизнь человеческого духа. Вот и все.

     25 и 26 апреля Хабаровский краевой театр музыкальной комедии закрывает свой театральный сезон премьерным спектаклем «Призрак старого пирата»

Вопросы задавала Галина Долинина

«Дальневосточный пограничник» № 19     21 мая 2009

Связанные материалы:

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх