Дирижером надо родиться... Разговор о профессии с дирижером-постановщиком театра Русланом Антипинским | Хабаровский краевой музыкальный театр

Дирижером надо родиться... Разговор о профессии с дирижером-постановщиком театра Русланом Антипинским

Вам когда-нибудь приходилось хоть раз заглянуть в настольно-рабочий «талмуд» дирижера — партитуру или клавир? Если да, то наверняка вы испытали чувство священного трепета как перед тайной «за семью печатями». Но какой парадокс. Я не ошибусь, если скажу: есть люди, которые не могут взять в толк, для чего музыкантам, у каждого из которых перед глазами ноты, нужен этот отвлекающий фактор в виде человека в черном фраке, в белой накрахмаленной манишке, машущего перед ними палочкой. Свой азбучный вопрос адресую молодому дирижеру Руслану Викторовичу Антипинскому, для которого нынешний сезон в Хабаровском музыкальном театре стал дебютным:

— Что же это за профессия такая, о которой так мало знают, и в чем сила дирижерского труда?

— Дирижер – как капитан на мостике, или полководец в бою. Каждый солдат умеет стрелять, каждый матрос делает свою работу, но если их действиями не будут управлять, то судно не поплывет, а сражение будет проиграно. Дирижеру надо уметь не только расшифровать нотный текст и воплотить в звуки, но и заглянуть «за ноты» и средствами музыки раскрыть жизнь, эпоху, время, характеры и судьбы произведения. Мало просто знать и любить музыку, надо еще уметь работать с людьми, увлечь, повести за собой, за своим видением музыки. Дать каждому музыканту максимально проявить себя и подчинить общей задаче. Это то, что касается азбуки. Но есть и другое. Профессия дирижера – одна из самых загадочных в музыкальном искусстве.

Пример из практики. Одни и тот же оркестр и два дирижера. У одного репетиции проходят напряженно. Дирижер до блеска доводит партии, вычищает нюансы, а в результате на публике оркестр звучит бледно и неэмоционально. А бывает наоборот – репетиций мало, ничего особенного не происходит, а звучит оркестр как-то особенно свежо.

— Так от чего это зависит?

— А вот понять бы это еще (смеется). Вероятно, дирижером надо родиться.

— Знатоки говорят: когда дирижер только идет по проходу, музыканты уже знают, кто будет командовать, оркестр дирижером или дирижер оркестром. Так ли это?

— Да, в это есть доля истины. Помню момент, когда я однажды присутствовал на репетиции своего педагога Бардина Анатолия Юрьевича. Я сидел в зале, музыканты, как всегда, настраивали инструменты, шумели, шутили. Открылась дверь и появилась только одна нога дирижера, как моментально наступила тишина. Все. Возможно, это приходят с годами, когда человека знают много лет, понимают, признают масштаб его личности, таланта, мастерства. Как складывается авторитет? Почему мы любим этого человека, за что или вопреки? Умом или сердцем понимаем и ценим талант творческой личности… Это очень тонкие и хрупкие нити.

— Понятно. Дирижер – профессия штучная, редкая, специфическая. Что Вас заставило заниматься этим делом? Благодаря кому Вы сделали свой выбор?

— У меня вся семья музыкальная… С сестрой мы вместе учились в музыкальной школе. Однажы она дала мне послушать в наушниках бетховенскую увертюру «К Эгмонту». Это было мое первое сильное потрясение от музыки. После окончания Улан-Удэнского музыкального училища поступил в Красноярскую академию музыки и театра и со второго курса стал заниматься оркестровым дирижированием. У меня был потрясающий педагог, Шелепов Валерий Николаевич. Он сейчас главный дирижер Красноярского музыкального театра. Он, наверное, смог во мне разжечь искру Божью, вытащил способности к дирижированию. Второй мой педагог, потрясающий человек, потрясающий музыкант Бардин Анатолий Юрьевич.

После Красноярской академии я понял – буду продолжать учебу на симфоническое дирижирование. В 2010 году я поступил в Уральскую консерваторию в класс профессора Вячеслава Леонидовича Карташова и сейчас я учусь, как говорится, совмещая практику с теорией. Думаю, что учиться я буду всю свою сознательную жизнь. Это такая профессия, которой нельзя научиться раз и навсегда и поставить точку.

— Вы помните свой первый спектакль?

— «Принцесса цирка» Кальмана. Мы делали его с режиссером Борисом Игоревичем Кричмаром.

— Я подозреваю, что Борис Игоревич сынграл в Вашей жизни судьбоносную роль и повлиял на ваш приезд в Хабаровск.

— Да, это случилось неожиданно для меня. Правда, когда Борис Игоревич из Железногорска уезжал в Хабаровск, он так задумчиво, улыбаясь, мне сказал: «Я тебя еще с собой увезу». А я ответил: «С Вами хоть на край света». Казалось – пошутили. А потом был звонок – «Приезжай». Я ловлю себя на мысли, что задаю ему какие-то вопросы, а умом понимаю, что все уже для себя сознательно решил. Я счастлив, что это произошло, что у меня интересная работа в хорошем театре и потрясающем городе.

— С начала сезона у Вас состоялись сразу три премьеры, разные по жанру: классическая советская оперетта, опера и современная лирическая комедия. Какой жанр Вам ближе и почему?

— И от оперы, и от оперетты и от других музыкальных жанров я получаю удовольствие. Мне интересно все – и Александров в сочной «Малиновке», и Доницетти в музыкальной шутке, и Арбузов в музыкальной комедии, и стильный Легар, где молодые артисты играют возратные роли. Когда много работы, чувствуешь себя увереннее, появляется творческая свобода, и бремя ответственности не кажется таким тяжелым. Я сделал для себя много выводов – если в спектаклях «Свадьба в Малиновке» и «В этом милом старом доме» все было очевидно, и было время для подготовки, то в оперу «Вива ля мама» я попал за две недели до премьеры. У меня, правда, уже бывали такие «аховые» ситуации – послезавтра концерт, а у меня только одна репетиция. Но это мобилизует, на этом учимся. Включается автопилот, и такое чувство, как будто упала бомба на голову, и паришь в невесомости.

— Что такое «высокий уровень» спектакля, в какой степени он зависит от дирижера?

— «Высокий уровень», если кратко – это глубина, мастерство, смелость, стройность, новаторство. И зависит это от всех, кто работает над спектаклем – от постановочной группы и исполнителей. Если мы будем расти и стремиться к высокому уровню исполнения всех, кто занят в спектакле, если зрителю в результате будет интересно, то и спектакль будет иметь успех и высокий уровень.

— Вы разграничиваете функции дирижера и режиссера?

— Для меня самое главное в творчестве – чтобы мы шли навстречу друг другу, договаривались «на берегу», чтобы потом, на репетиции не тормозить процесс. Мне пока везет. Все вопросы мы решаем интеллигентно. А когда режиссер еще и музыкант – не надо тратить время на задачи «дважды два – четыре».

— Как легко Вы устанавливаете контакты с вокалистами?

— Артисты – народ тонкий, у каждого своя индивидуальность. И чтобы они тебя услышали, к каждому нужен свой ключик. У меня есть опыт педагогической деятельности, в результате которой выработался принцип: вначале я слушаю, что они мне предлагают, что они чувствуют, я не мешаю им творить, но направляю. Если мы смотрим в одну сторону, мелочи поправить нетрудно, ну а если расходимся в очевидном – убеждаю, доказываю. Главное, чтобы спор не останавливал творческий процесс. Я стараюсь деликатно с ними совладать.

— Для Вас важны такие понятия, как «свой театр», «единомышленники», «люди одной группы крови», или это просто красивые слова?

— Обязательно – одна команда. Союзники. Театр – это творческое сообщество. Театр – это всегда вместе. Когда-то я задал подобный вопрос одному мудрому руководителю: «Если у вас в коллективе появится очень талантливый человек, но будет «тянуть одеяло на себя», будет нарушать, требовать особых условий, как Вы поступите?» Ответ был однозначным – «Расстаемся!» Капризы, амбиции, хамство, зависть – вещи заразительные. Главное – не допустить эпидемии.

— Что бы Вы пожелали себе, театру, зрителям в новом наступившем году?

— Себе я желаю всегда побольше работы. Я молод, полон энергии, к тому же трудоголик. Театру я хочу пожелать здоровья, творческой жизни, чтобы глаза горели, чтобы театральным людям нравилось заниматься тем, чем они занимаются. Не отсиживали обреченно свои часы, не убегали с репетиций, а наоборот, задерживались. А зрителю? Ходите почаще в театр, получайте массу удовольствия, а в финале аплодируйте так, как мы того заслуживаем.

А мне остается добавить: пришел в театр новый дирижер и как-то сразу пришелся ко двору. Все, что он делает как дирижер, носит печать глубокой профессиональной простоты и внимания. Что бы ни происходило на спектакле – если артисты вовремя не дали реплику, если разошлись с оркестром, он всегда подставит свое плечо под груз возникших проблем. Руслан Антипинский никогда не выглядит дирижером-аристократом, оторванным от музыкантов, от режиссера, от артистов, от происходящего на сцене. Он со всеми вместе. Настоящий театральный дирижер.

 

Материал подготовили Т. Бабурова, Д.Олейник

Руслан Антипинский
Руслан Антипинский
Руслан Антипинский
Руслан Антипинский
 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх