Нэлли Ванзина: о себе и не только | Хабаровский краевой музыкальный театр

Нэлли Ванзина: о себе и не только

     «Hello, Нэлли!» - под таким названием ноября в краевом музыкальном театре 22 ноября пройдет юбилейный вечер заслуженной артистки России Нэлли Ванзиной - в прошлом блистательной солистки балета, ныне - руководителя административной службы театра. И в прошлом, и ныне - во все времена - Нэлли Вазина была и остается ярким, страстным, целеустремленным, оптимистичным и ироничным человеком. А еще - красивой женщиной. В канун бенефиса предлагаем вам ее собственный рассказ о себе и не только.

     О детстве…

     Я родилась в Хабаровске 29 октября 1938 года. Жуткая дата. Очень давно. Мама - коренная дальневосточница, родилась в селе Ленинском. Папа - из Ташкента. Папу я потеряла рано, когда заканчивала среднюю школу. В какой садик ходила, не помню, а училась с первого по десятый класс во второй школе - на Комсомольской улице.

     С мечтами о профессии у меня проблем не было - буду только артисткой. Папа мой работал администратором в театре музыкальной комедии. А я была театральным ребенком - с раннего детства за кулисами болталась. Все оперетты знала с детства, почему-то особенно запал в душу «Вольный ветер». Я до сих пор помню его наизусть.     Читать начала очень рано - еще до школы, а с начальных классов я всегда утренники вела. И танцевать тоже начала рано. И все это параллельно: танцевала, читала. В те годы, кстати, все поголовно «болели» фотографиями артистов. У меня коллекция собралась уникальная: подборки. Например, Самойлов во всех ролях, Тарасова во всех ролях, Серова во всех ролях. Коллекция эта до сих пор жива. Но мысли о кино не было. Знала, что в буду именно в оперетте.

     Я много лет танцевала в Доме пионеров, в студии (ее Енгалычевская вела), потом в школе. Раньше в школах танцевальные коллективы часто вели артисты музкомедии. У нас во второй школе вели занятия солисты Матюхин и Зуев (Толя потом он был моим партнером). Еще вторая школа славилась олимпиадами. У нас были две знаменитости: Валя Пономарева и я. Валя Пономарева пела, а я танцевала. И учиться-то нам было когда? Между этими олимпиадами мы едва попадали на уроки.

     О выборе профессии…

     Когда заканчивала школу, у меня был выбор такой: или идти в драматические артистки, или танцевать. Начала с тюза, меня взяли туда ученицей. Я походила месяца три. Смотрю, какие-то сказки, мы все там выходим какими-то коровками, черт знает что… Мне не понравилось, я ушла и решила получить профессию посерьезней, пошла в педучилище. Легко поступила на школьное отделение, но заниматься самодеятельностью продолжала.

     Наш танцевальный коллектив вела Грабовская Ольга Петровна - заслуженная артистка России, великолепная характерная танцовщица музкомедии. Я, конечно, влюбилась в нее и на все ее спектакли ходила в театр, а она всем в театре про меня говорила: «Вот я вам смену приведу». Перед моими госэкзаменами в педучилище в 1959 году Грабовская привела меня в театр. Собрали художественный совет, позвали баяниста. В то время в театре очень сильные солисты балета были, сильнейшие. Все со школой классической. И меня из самодеятельности привели. Хитон какой-то на меня надели. Я не знала что это такое, мы в купальниках танцевали, а тут в хитон какой-то… Вставай к станку - экзамен по классу. Я и понятия не имела, что еще за класс: эти позиции, выворотность, шаг. Я ведь и по возрасту поздновато пришла - уже почти в двадцать лет. А Грабовская была очень эмоциональной: смотрела на это все, смотрела и говорит: «Хватит!» И баянисту: «Играй!». И мне: «Танцуй!». Как я тут выдала им всем под баян, это надо было видеть - цыганский, испанский! Сейчас вспоминаю, самой не верится. И зачислили меня ученицей балета. Потом я сдала госэкзамены и пришла в театр официально. Если говорить о профессии, то конечно определила мою судьбу Ольга Грабовская.

     О первых шагах…

     Приняли меня, конечно, свысока. Поставили в кордебалет, на подтанцовки. Первый мой спектакль был «Девичий переполох». Бегали мы там русскими красавицами в кокошниках, да русалками. Таких, как я много, конечно, было. Но я-то считала, что я звезда. Помню такой эпизод. Грабовская уезжала в Красноярск, и в свои цыганские номера в «Сильве» вводила солистку Лялю Кудрявцеву. Грабовская - властная женщина - была для меня «бог, царь и господин», а ее любимая ученица. И вот она учит Кудрявцеву, а я - артистка кордебалета - болтаюсь сбоку и учу вместе с Кудрявцевой соло. И тут Грабовская разворачивается и говорит: «Встань на свое место. Твое место в кордебалете».

     И все же меня очень быстро стали занимать в сольных номерах. На меня обратила внимание очень хороший балетмейстер Эджубова. Я была яркой внешне, фактура прекрасно подходила к характерным номерам. Первый мой сольный номер - цыганский танец в «Сильве». А потом меня заметил главный режиссер Ицков. Был такой спектакль «Цыганская любовь». Соло в нем танцевала Боровикова - очень красивая, с классической школой, но очень холодная. А танец-то цыганский, с ножами, с плетьми - темпераментный. Танцевала она его в партнерстве со своим мужем. Вторым составом - Кудрявцева, а  меня поставили третьим составом. Вот тут меня и начали «грызть». Номер был очень эффектный, а учила его я без партнера. Ицков очень хотел, чтобы я его танцевала. В конце концов, просмотрели все составы и дали мне танцевать. Нужно знать, что когда партнер не хочет с тобой работать, то это непросто: тебя могут не только поднять в поддержке, но и чуть ли не бросить. Но это я только потом стала понимать. Партнером-то у меня был муж Боровиковой.

     Меня утвердили. И вот спектакль. В театре был традиционный аншлаг, а за кулисами у боковой двери собрался весь театр: режиссер, балетмейстер, все сочувствующие и любопытные  битком набились. Мы станцевали так, что зрители в восторге вопили «бис». В общем, солисткой я стала очень быстро. Все испанские, цыганские, негритянские танцы были мои. Так ведь еще и репертуар-то у нас в то время был какой! Мне с этим просто повезло.

     Самым трудным для меня в то время был, конечно, класс - школа. Мой партнер Володя Засухин тоже пришел из самодеятельности. Мы с ним часто оставались в классе, занимались дополнительно. Я постигала все сама. Стеснялась спрашивать, брала книжки, учила позиции. В принципе не помню ничего про свой отдых. Отдыхать я стала, когда уже ушла о сцены. Все едут в отпуск, а я в театре. Занимаюсь. Всегда следила за тем, чтобы быть в форме не поправиться, пунктик у меня такой был. Всегда очень серьезно относилась ко всему. Выручал характер. И сейчас то же самое. Если цель поставила, своего добьюсь.

     О любимых номерах и артистической «кухне»…

     Любимые сольные - это все те же цыганские. Балетмейстер Давиденко Юра был моим другом, потому, наверное, чувствовал мое нутро. Он поставил мне прекрасные номера. «Цыганские гадания» с четырьмя картами-королями - партнерами, испанский вальс, танго, румбу с маракасами, над  которыми, кстати, до сих пор подшучивает наш артист Юрий Иванович Тихонов. Дело в том, что этот номер шел «на ура» абсолютно во всех концертах, без него концерты просто не обходились. Надо признать, что тогда ставили такие сольные, что они не наскучивали публике десятилетиями. Не подтанцовки, о которых вышел и забыл, нет. Это были номера с содержанием. Я такие страшно любила: если в танце есть мысль, есть взаимоотношения с партнером, актерский материал.

     У каждого артиста своя «артистическая кухня». Каждый по-своему, к примеру, проживает канун спектакля. Кто-то в этот день ограничивает себя еде, кто-то уединяется, стараясь поменьше общаться с окружающими. Я за неделю уже тряслась и готовилась. Страшно любила прийти, приготовить и все разложить заранее. Грим готовый, костюм есть, но я замучивала всех: и костюмерный цех, и парикмахерский. Я приходила за три-четыре часа до спектакля, даже если мой номер был в его финале. Не ела, конечно, ничего. Какой-то бульончик съем с утра, кусочек мяса и все. У меня и до сих пор так: если предстоит какое-то событие. Я к нему так и готовлюсь.

     Самым прекрасным тогда было то, что рядом была мама. Она для меня и жила, я для нее - свет в окошке. К примеру, тогда с костюмами были проблемы. Сейчас - пошли купили ткани и сшили какие хочешь, а тогда расшивали все сами какими-то пайетками, блестками, мама это делала вручную. Из консервных банок вырезали серьги. Мама, и родня, и все друзья были моими поклонниками.

     О звездном времени и гастролях…

     Самое звездное время началось с 1963 года. Мы блистали тогда на гастролях в Томске. Как нас принимали в Сибири! И пошел тогда взлет - на меня ставилось столько великолепных номеров. Дирижер Ипатов посвятил мне румбу, испанский, негритянский, цыганский. В «Сильве» был очень эффектный, написанный для меня номер «Ориенталь». Я там была одна, мазаная как черт, с голым животом. Ипатов был именно опереточный дирижер, сейчас таких, к сожалению, нет. Он писал специальные номера. Одна музыка чего стоит, заводит так, что на нее ни поставить, ни станцевать плохо невозможно. Это просто надо умудриться.

     А как много мы ездили! Мы объездили весь Дальний Восток, Прибалтику, Среднюю Азию, были в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Иркутске, Баку. Надо понимать, что работа без гастролей - это деградация актера. Актеру без гастролей нельзя. Пропадает интерес к работе. Гастроли - это огромное изменение в жизни. Артист отрывается от быта, театр оценивает себя со стороны. Годы, которые наш театр прожил без гастролей, очень тяжело сказались на нем. Появился пессимизм, депрессия даже. Нельзя этого делать. Театр должен ездить. Особенно, такой как наш. Он не просто лучший - он ведь единственный музыкальный на всем Дальнем Востоке.

     Об административной работе, режиме дня и о том, что нравится…

     Все у меня соответственно возрасту и времени. Вот уже 25 лет я на административной работе. Я  - человек, спокойно и трезво мыслящий. И тогда понимала и сейчас уверена, что надо уходить вовремя, чтобы тебя помнили хорошо, чтобы за себя не было неловко. Я очень самолюбива, да еще и скорпион, я моментально почувствовала бы любую подобную ситуацию. Четверть века моя работа - это работа со зрителем. Я забочусь о том, чтобы у артистов моего театра всегда была публика. Причем, не только в родном городе. Все эти годы гастроли для меня не заканчиваются. Мне все это очень нравится. Мне нравится быть успешной. Мне нравится мой рабочий день. Я встаю в пять часов утра, я - жаворонок. Обязательно делаю гимнастику. В половине девятого я должна приступить к работе. Я никогда ничего не откладываю «на потом». Правда, раньше мечтала: уйду на пенсию (не знаю, правда, когда это будет) и буду читать. У меня ведь очень хорошая библиотека. Это все мечты, конечно. А пока… Газеты успеваю просмотреть. Я такой моторный человек, что и один день не смогу ничего не делать. Когда отдыхаю на море, я такой режим себе создаю: в шесть - гимнастика, потом - на море, потом - завтрак, потом сбегала пляж позагорала, потом - в сауну или на процедуру, чтобы к пяти часам как на работе все успеть. Мечтаю вот поехать в Испанию. Во Францию бы съездила, в Израиль. Убивает дорога. Жаль, что мы не живем где-нибудь поближе к этим странам. Но я съезжу обязательно.

     Мне нравится изредка найти время и посмотреть передачи канала «Культура». Выборочно. Передачу «Линия жизни», спектакли. На первом канале «Жди меня». И всевозможные «Звезды на льду», конечно. Какая великолепная там бывает хореография! Нравится дарить подарки симпатичным мне людям. Я люблю дарить что-нибудь оригинальное, независимо от цены. А больше всего мне нравится, что у меня так удачно все сложилось в театре, что мне так повезло (как редко кому с любимой работой). Я не представляю, как живут другие - те, у кого такой работы нет.

     О том, что не нравится…

     Не люблю, когда на театральных площадках проводятся игры КВН, конференции, корпоративные праздники и не театральные гастрольные выступления приезжих. Понимаю, что театр вынужден идти на это из-за материальной необходимости, но, конечно, это ужасно. Театр должен быть театром. Потом, приходя на спектакли, люди, побывавшие на каких-то нетеатральных событиях, ведут себя так, как на этих мероприятиях. Они не понимают, что такое театр и сцена. Стираются какие-то важные понятия. Вот хорошо бы было, чтобы построили что-нибудь специальное и проводили бы там  КВН и что угодно.

     Еще очень не люблю отвечать на вопросы о личной жизни. Всегда ставлю на место. И на вопросы о театре, если чувствую, что они с нездоровым интересом, отвечать тоже не буду.

     О возможности написания мемуаров…

     Писать мемуары мне некогда.

Записала и подготовила материал к печати Галина Долинина

     «Молодой дальневосточник» октябрь 2008

     «Хабаровская неделя» № 47     21-27 ноября 2008
 

     Связанные материалы:

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх