Жозефина, Бонапарт и дохлые крысы / Публикация "Хабаровский пенсионер" №13 28 марта - 4 апреля 2013 года
30 и 31 марта в Хабаровском краевом музыкальном театре вновь премьера – спектакль «Корсиканка» по пьесе чешского драматурга Иржи Губача. Билетов в кассе вроде уже нет. А в театре кипит работа. Репетируют неаполитанские песни, оттачивают фламенко, а в пошивочном цехе колдуют над кроем костюмов наполеоновских времён.
БЫЛА
В такой обстановке можно сойти с ума. Но тут появляется Она. Вполне обычная кухарка. По странному стечению обстоятельств её тоже зовут Жозефиной, как и жену Наполеона. На этом завязана интрига.
– На самом деле? Или это выдуманная история?
– Что? Вот так на соломе всё и будет?
– Вся авансцена усыпана соломой. Но кроме соломы будет ещё и глухая стена, и огромный пятиметровый стол. Вот и все декорации. Мы ставим перед собой задачу рассказать зрителям историю любви не с помощью примитивных комических средств, как в классической оперетте. А чтобы всё было, как в жизни, искренне и честно.
– Спектакль музыкальный?
– Безусловно. К нему подобрана удивительная музыка. Неаполитанские песни и даже современные эстрадные. Балет исполняет тарантеллу и фламенко. В общем, только итальянская и испанская музыка. Не будем забывать: Наполеон ведь корсиканец. И Жозефина тоже корсиканка. И оба они – вот совпадение! – земляки, родом из итальянского города Аяччо.
ОРКЕСТРА
– Я так понимаю, оркестра не будет?
– Будет звучать «минусовка». Балет придумала таким образом, что он будет олицетворять мужское и женское начало. Как нередко начинаются отношения между мужчиной и женщиной? Сначала ругань, горячие бои без правил. Потом – вселенская любовь. Хореографы – Андрей Нартов и Андрей Крылов из Владивостока.
– Длинный спектакль?
– Два акта. В первом всё будет в серых тонах. Наполеон заперт в сарае, страдает в закрытом пространстве. Ему душно, одиноко. Второй акт уже без дохлых крыс. Кругом растёт яркая, оранжевая морковка и огромная зелёная капуста. Жозефина устраивает для Наполеона настоящий праздник в честь пятнадцатой годовщины его коронации.
– Сегодня все говорят о кризисе музыкальных театров. Оперетта уходит в прошлое. Нужно искать нечто новое, интересное. Как вы считаете? Может, стоит перейти на мюзиклы?
– Вероятно, нашим актёрам всё это необычно? Они не возмущаются вашей интерпретацией?
– Конечно, им трудно отказаться от штампов опереточного театра. Я это хорошо понимаю. Но считаю, что здешние актёры очень высокого класса, и они вполне справятся со своей задачей. Главное, чётко её сформулировать. И это уже обязанность режиссёра. Хочу сказать: мы услышали друг друга. И пусть премьера ещё впереди – победа будет за нами.
СЮРПРИЗ
– Чем же заканчивается спектакль? Жозефина уезжает?
– В пьесе поставлено многоточие. Да, она уезжает. Но у меня совершенно другой финал. И это будет сюрпризом для хабаровчан. Немного приоткрою тайну. Глухая стена на заднем плане в итоге поднимается, и Наполеон видит море.
– Анна, вы будете на премьере или «труба зовёт»?
– На премьере буду обязательно, но потом сразу отправляюсь в Вену. В русском театре буду ставить свой спектакль Анна». Он не про меня. Он о судьбе Анны Тимирёвой – жены Колчака. А вообще у меня всё расписано на год вперёд.
– В Хабаровске ещё будете ставить пьесы?
– Конечно. После постановки «Безумной семейки» нахожусь в штате музыкального театра. Договор подписан так, что имею возможность ставить спектакли и в других городах и странах.
– Вы же из плеяды Бархатова, гремящего в Большом?
– Да, Вася Бархатов и я из одной плеяды. Последний выпуск Розетты Немчинской, к сожалению, не так давно ушедшей от нас.
– Вы москвичка?
– Приехала учиться в ГИТИС из Мурманска. Отец мой – главный режиссёр Мурманского драматического театра Северного флота, народный артист России Юзеф Фекета. Он венгр. Мне 26 лет. Поставила 11 спектаклей в Москве, Новгороде, Ростове-на-Дону. В прошлом году ставила «Аиду» в Чебоксарах на международном фестивале. Дирижировал итальянец Клаудио Галина. Два года назад в Торонто ставила музыкальную драму «Охота на любимого оленя».
– Что в планах для нашего театра?
– Всё будет зависеть от планов художественного руководителя. Хочется, чтобы это было нечто яркое. И пусть кого-то раздражают мои постановки. Но я считаю, если в театре есть предмет спора, это здорово. Это уже искусство. А если бы мне удалось соединить в спектакле сразу трёх «китов», как в бродвейских мюзиклах, где актёр и поёт, и танцует, и играет, это было бы потрясающе. Это то, о чём я мечтаю.