"Самолет Вани Чонкина" В.Дашкевича, Хабаровский театр музкомедии, реж. Владимир Оренов. Театральные дневники | Хабаровский краевой музыкальный театр

"Самолет Вани Чонкина" В.Дашкевича, Хабаровский театр музкомедии, реж. Владимир Оренов. Театральные дневники

“Самолет Вани Чонкина” В.Дашкевича, Хабаровский театр музкомедии, реж. Владимир Оренов. Театральные дневники

Соблазн заметить, что сразу видно, кто по первой и основной профессии режиссер-постановщик спектакля, слишком велик, хотя, наверное, не все особенности хабаровского мюзикла объясняются театрально-критическим образованием Оренова. Тем не менее его спектакль - это двойная игра: одновременно игра в советский стиль, в старые песни о главном (это идет от материала - либретто Кима и музыка Дашкевича целиком построены на реминисценциях, цитатах, аллюзиях, причем в музыке прямых цитат даже больше, чем в тексте: советские песни и популярные номера из кинокомедий, частушки, героико-патриотические маршы и речевки...) и в классическую оперетту (в том числе, опять же, и в советскую оперетту - кстати, не в первый раз отмечаю, что к тому времени, как в Европе этот жанр фактически умер, в СССР он процветал, и не только в варианте Дунаевского-Хренникова-Милютина, но и Оффенбаха-Штрауса-Кальмана, с графинями, князьями и проч.). Оформлен спектакль тоже "по науке": справа - карикатурный Сталин за столом-мавзолеем на фоне кремлевской стены, постоянно повторяющий "растрелять! растрелять! растрелять!", слева - совсем уж опереточный гитлер в ярком шарфике, временами крутящий фуэта, в центре - колхоз Красный Хомут, бывшая деревня Родники, прозрачно и без затей символизирующая Россию, сверху на нее падает и в финале над ней взмывает пресловутый чонкинский самолет - строгая симметрия. Поскольку идет игра в стили (заданная изначально воспроизведенным в видеопроекции поэтическим монологом Александра Филиппенко о том, как прижилась в провинции оперетта, и продолженная, помимо прочего, фрагментами из советских официальных шлягеров типа "Широка страна моя родная" - как будто музыкальных реминисценций было мало в партитуре Дашкевича), балетная группа театра постоянно переодевается то в графьев-князьев, то энкавэдешников, то, собственно, в артистов оперетты, исполняя дважды (второй раз - как бы на бис) зажигательный танец-песню "Тарарабумбия". При этом вокал хабаровских артистов таков, что в любом среднем драматическом театре поют намного лучше. Правда, многого в этом спектакле и не требуется в силу его изначальной пародийности - основным жанром номеров внутри мюзикла вообще стали частушки - тем не менее в какой-то момент хочется услышать вместо бесконечного кошачьего концерта все-таки пение.

Конечно, анти-советский, анти-тоталитарный посыл, полное и очень радикальное даже в сравнении с литературным первоисточником Войновича моральное отождествление Гитлера и Сталина, с одной стороны, и рядовых немецких и советских вояк - с другой - это приятно и свидетельствует в пользу Оренова. Даже если где-то лично меня коробила прямолинейность посыла - зал в целом принимал спектакль очень хорошо, точно и адекватно. Другое дело, что для своего антисоветского посыла Оренов, а изначально Дашкевич с Кимом, а до них, чего уж там, и Войнович, не нашли лучшей формы, чем та, что была выработана внутри той эстетики (и той идеологии), которую они опровергают. Но это претензии ко всей "антисоветской" (а художественно - такой же советской) литературе начиная с Солженицына. Противопоставить вольнодумствующим интеллигентам тоталитаризму, в сущности, нечего, ни на уровне эстетики, ни на социально-политическом уровне - даже в теории, даже в мечтах; и своих героев они отправляют в полет, понимая, что им негде будет приземлиться. А в числе главных персонажей, имеющих важные сольные номера и дуэты, оказывается пожилая еврейская пара, Мойша и Циля (тот самый Моисей Соломонович Сталин, он же Штальман, он же Цейтлин) - они воплощают всю мудрость, какая только возможна на земле. Даже жалко, что главный антипод Чонкина, Кузьма Гладышев, занимает в драматургии спектакля хоть и важное, но меньшее место, чем мог бы - это самая неожиданная из ярких ролей, пускай Владлен Павленко играет своего персонажа однообразно, но зато, по крайней мере, находит для него непривычные выразительные средства, в то время как все остальные, включая и Чонкина-Дениса Желтоухова, и старых евреев, и председательницу колхоза - очень предсказуемы.

Автор: _arlekin_          8 апреля 2008 г. | 02:09

Источник: http://www.teatr-live.ru/2008/04/samolet-vani-chonkina/
 

От театра (невозможно воздержаться от комментария): все грамматические ошибки в «разгромном» (явно заказном) тексте - от автора.
 

Связанные материалы

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх