Хабаровск: Pink Floyd, Стругацкие и Цыганский барон
Назначение главным режиссером Музыкального театра Дарьи Пантелеевой, постановщика музыкальной комедии "Трактирщица" Карло Гольдони, премьера которой состоялась в прошлом году, вызвало определенный интерес. Режиссер в театре – что кормчий. Куда направится этот огромный музыкальный корабль?
Дарья Пантелеева - с первого взгляда скромная, интеллигентная женщина, а уж потом понимаешь: за внешней мягкостью скрываются и жесткость, свойственная всякому режиссеру, и глубина…
- Не страшно назначение?
- Не страшно. Наоборот, интересно.
- Коллектив-то непростой!
- До Музыкального театра я работала режиссером в Мариинском театре на приморской сцене и в Михайловском театре… Хабаровский - уже мой пятый театр. Коллективы везде непростые в театрах, а в музыкальных - тем более. Артисты - все хороши, главное - найти к ним подход!
- Любимчики уже появились среди актеров?
- Я из тех режиссеров, у которых не бывает любимчиков. Чаще всего бывает команда, с которой работаешь. Считаю, что нужно работать абсолютно со всеми. В Музыкальном театре много молодых артистов с огромным потенциалом. С более зрелыми артистами безумно интересно работать. Даже в не совсем стандартных постановках, там, где мы пытаемся немного уйти от классической оперетты, например, в «Цыганке и бароне»…
- В Хабаровске, с одной стороны, есть пиетет к театру - все-таки самый старый в городе, с крепкими традициями, с другой стороны - есть ощущение, что об этом театре постоянно забывают, отодвигают в тень. Это ощущение появилось, когда Музыкальный театр праздновал юбилей. Первый в России театр оперетты, а федеральные СМИ почти промолчали. Ощущение, что в стране и не знают про Хабаровский музыкальный театр.
- Это проблема, и мы будем ее решать. Мы с Сергеем Листопадовым, художественным руководителем театра, стремимся к тому, чтобы о театре в России знали. Мы планируем специальные программы, хотим, чтобы здесь были почти все направления – и оперетты, и мюзиклы, и музыкально-драматические спектакли, балет и пластические постановки. Нужно идти в ногу со временем. Театр славится сложным характером. Меня во Владивостоке все время пугали этим театром. Я думаю, что когда мы сплотимся в одну команду и станем одной большой семьей, мы двинемся дальше. Вместе с художественным руководителем мы прилагаем максимум усилий, чтобы у нас были гастрольные поездки. Взять наши «мировые премьеры». У нас готовится премьера «Чайки», например…
- Чего же не хватает театру?
- Может быть, новых прочтений… Насколько я слышала о Юлии Гриншпуне (в 1981- 89 гг., 1994-1999 гг. — главный режиссер Хабаровского театра музыкальной комедии. - Прим. ред.), при нем театр находился на высоте. А может быть, просто сплоченности.
- Зато у этого театра есть невероятное обаяние…
- И есть свой какой-то стиль. Здесь есть артисты, своего рода хранители этого театра, благодаря которым поддерживаются традиции. На базе этой традиционности мы пытаемся идти вперед и делать что-то новое. Что касается профессионализма, то мы планируем для нашего хора ввести тренинг по актерскому мастерству. Начались тренинги по пластике, для того чтобы раскрепостились, почувствовали пространство. Чтобы повысить вокальный уровень, надеюсь, что в конце ноября приедет Ольга Жигмитова (солистка оперной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Цыдынжапова. - Прим. ред.). Планируем и занятия по сценической речи.
- И прислушиваются артисты к замечаниям педагогов?
- Конечно. Главное - делать замечания корректно. У меня первое образование - дирижерско-хоровое, а второе - режиссер музыкального театра. Потом я училась два года в аспирантуре…
- А личная жизнь есть? Замужем?
- Пока нет.
- Личная жизнь - одна сплошная музыка?
- Для режиссера его дети - спектакли. Летом была в Швейцарии. Там женщины до 35 лет делают карьеру. А мне всего 31 год.
- Увидим ли мы в новом сезоне старых артистов в премьерных спектаклях? Они ведь чудные…
- У нас в планах спектакль «Адам женится на Еве». Премьера будет в начале марта будущего года. В этом спектакле - музыка Микаэла Таривердиева. Пьесу буду лично перерабатывать. Она как раз и рассчитана на взаимодействие молодых и зрелых артистов. Мы попытаемся равнозначно занять всех. Я не сторонница того, что если актер перешел за границу определенного возраста, значит, все. Считаю, что для труппы нужно создавать специальный репертуар.
- В театре есть очень приличные певцы. А для них? Чтоб и им скучно не было? Я говорю об опере. Например, Олег Исаков - очень приличный тенор!
- Он занят в «Цыганке и Бароне». Там есть над чем работать. В спектакле «Чайка» на музыку Александра Журбина - более эстрадная манера. Думаю, что артистам будет интересно поработать в этом стиле. Будем ставить, как мы назвали, «Укрощение Шекспира» по мотивам оперы Александра Шабалина «Укрощение строптивой». Изначально композитор писал это произведение как оперетту. Там есть что попеть и Олегу Исакову, и новым артистам, которые приехали в этом году из Воронежа, - Кириллу Афонину, который обладает прекрасным голосом… У нас в театре много есть певцов, с которыми можно ставить более сложный музыкальный материал.
- Сегодня есть конфликт в России между традиционалистами и представителями современного, или актуального искусства. Нет искуса «осовременить» Музыкальный театр? Допустим, использовать новые пространства для спектаклей?
- Естественно, есть. Мы хотим делать лаборатории. Мы хотим максимально занять малую сцену. Это для любителей экспериментов. Но и для традиционалистов мы будем предлагать новое.
- Осовременивать?
- В чем-то осовременивать, но в то же время классика в театре будет оставаться. «Летучая мышь», «Веселая вдова», «Сильва» - они всегда должны оставаться в репертуаре театра. Мы попытаемся объединить и старое, и новое, и традиции, и эксперименты. В таком театре должно быть все, тем более если он такой один на Хабаровский край.
- Все говорят о филиале Мариинки во Владивостоке, и никто не говорит о Музыкальном театре, досада же берет…
- Вот поэтому я и приехала в Хабаровск. Там, конечно, другое, федеральное финансирование, а здесь гораздо меньшее - краевое. Почему я уехала из Санкт-Петербурга? Потому что у каждого провинциального города есть свое лицо. Нужно развивать эту индивидуальность. Подгонять все театры под одну гребенку – это очень плохо. В каждом городе должен быть свой театр.
- Как публика в Хабаровске?
- Она требовательна очень. И в этом-то интерес.
- Чем будете удивлять детскую публику?
- Сергей Суворов ставит «Золушку». В формате лаборатории главный балетмейстер театра Ольга Козорез совместно с Сергеем Буковым поставят танцевальную сказку «Тараканище», где совместятся драматическое чтение, оркестр и балет. Первый лабораторный показ-перформанс Адрея Крылова «Это просто» будет на большой сцене. Работаем над спектаклем «Пикник на обочине» по повести братьев Стругацких. В будущем году хочу поработать над инсценировкой повести Генриха Белля «Поезд прибывает по расписанию». Это будет моя инсценировка и, скорее всего, музыка молодого композитора. В планах документальный спектакль…
- И там будут петь?
- Да. Это будет театрализованный концерт. Я не слышала, чтобы в России такое ставили. Спектакль будет основан на воспоминаниях хабаровчан - участников войны с Японией.
- А если говорить о творческих мечтах?
- Мечтаю поставить спектакль с использованием музыки группы Pink Floyd. Я очень люблю рок-музыку. В подростковом возрасте у меня была своя рок-группа. Называлась она «Паркет от Папы Карло». До сих пор люблю петь и играть. По чуть-чуть: на гитаре, фортепиано, ударных, флейте. Я считаю, что режиссер музыкального театра должен слушать разную музыку.
Юрий Вязанкин
Врезка1
Хабаровский краевой музыкальный театр откроет 93-й сезон 5 октября премьерой оперетты «Цыганка и барон» режиссера Дарьи Пантелеевой. По словам Дарьи Пантелеевой, «Цыганку и барона» с замечательной музыкой Штрауса в театре решили поставить в не совсем стандартной форме. И цыгане больше будут напоминать хиппи…
Врезка 2
С 4 октября начинает работу персональная выставка главного художника Хабаровского краевого музыкального театра Андрея Тена «Игра в лабиринты». Новый проект откроется в непривычном формате. Выставочным залом станет пространство театра. Это новая "питательная среда", к которой может прикоснуться каждый зритель, пришедший на спектакль или концерт.
Врезка 3
Дарья Пантелеева - лауреат премии правительства Санкт-Петербурга за достижения в области музыкально-сценического искусства в 2012 г. Родилась в Нефтекамске. В 2007 г. окончила Уфимское училище искусств по специальности «хоровое дирижирование». Выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (с 2012 по 2014 г. обучалась в аспирантуре Российского университета театрального искусства в Москве).
В период учёбы в Санкт-Петербурге осваивала опыт театральной работы: сначала в качестве техника-осветителя (2008-2010), затем - режиссёра и помощника режиссёра (2010-2014) в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловский театр). С 2014 г. — режиссёр Приморского государственного театра оперы и балета.
В 2013, 2014 была участником и ассистентом художественного руководителя в International Physical Theatre Lab и IUGTE Conference Theatre between Tradition and C