Блистательный человек
О театре он знал все и даже больше
Блистательный человек. Что это такое? Пучок импульсов сильной персоны, определенный магнетизм, излучение. Таинственная смесь ума, темперамента, обаяния, агрессивности, юмора. Неповторимости. Таким был и остается для нас заслуженный деятель искусств России, народный артист Украины Юлий Гриншпун.
Профессиональный пианист. Окончил Одесскую консерваторию и аспирантуру при Ленинградской консерватории. Сыграл десяток сольных концертов. Заведовал кафедрой специального фортепиано в Дальневосточном институте искусств, там же завершил обучение на режиссерском факультете, став театральным режиссером. Возглавлял музыкальные театры в городах: Воронеже, Магадане, Хабаровске, Одессе. Поставил множество спектаклей - оперы, мюзиклы, оперетты, драмы. Создал в Одессе свой муниципальный шоу - театр «Ришелье». В период творческой деятельности в Хабаровске осуществил постановку спектаклей:
· «Веселая вдова» Ф. Легара
· «Женихи» И. Дунаевского
· «Жюстина Фавар» Ж. Оффенбаха
· «Ерофей Хабаров» А. Мажукова
· «Последняя любовь Насреддина» А. Колкера
· «Женитьба гусара» Г. Гладкова
· «Герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха
· «Комелот» Ф. Лоу
· «Восемнадцать лет» В. Соловьева - Седого
· «Принцесса цирка» И. Кальмана
· «Легкая жизнь» Н. Самойлова
· «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова
· «Жирофле - Жирофля» Ж. Лекока
· «Доходное место» Л. Ивановой
· «Холопка» Н. Стрельникова
· «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха
· «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу
· «Мафиози» М. Новака
· «Цыганский барон» И. Штрауса
· «Марица» И. Кальмана, Ю. Гриншпуна
· «Любви все рыцари покорны» Ю. Гриншпуна
· «Играем Зощенко» Ю. Гриншпуна
· «Любовь и разлука» Ю. Гриншпуна
· «И я была девушкой юной» Ю. Гриншпуна
· «Поджигатели Бидермана» Фриша
· Начал работу над последним в его жизни спектаклем «Пенелопа». Не завершил.
Обязательно вместе. Командой.
Когда в театре появляется остроумный интеллектуал, человек энциклопедических знаний, интуиции и чутья, только тогда Театр и начинается. Его обаяние было завораживающим, истинно мужское то, под которое в равной степени попадают и мужчины, и женщины. Он знал, каким должен быть современный театр музыкальной комедии. Его убеждения действовали на нас магически. Как напряженно творчески мы жили. Не забыть атмосферу увлечения и трепета, смесь очарования, бреда, вдохновения составляли профессиональный смысл нашей жизни в постижении тайн театрального ремесла. Мистики и технологии рождения спектакля. Атмосфера студийная, без премьерства, амбиций, пошлости. Не забыть его уникального чувства юмора, капустников, придуманных Ю.И. было не счесть - веселых, озорных по разным поводам. Обязательно вместе, командой. Он любил шутить: работать и отдыхать нужно с хорошей компанией.
По иному он не мог.
В жизни Юлия Гриншпуна главным было только одно - театр. Он совершенно, искренне не понимал, как может человек заниматься чем-то еще - семьей, рыбалкой, Бог знает чем? Такова была генетика этого человека. Все общения, все погружения в жизнь происходило у него исключительно через театр. Мне иногда кажется, что он появился из ребра Мейерхольда: ничего важнее художественной идеи для Гриншпуна не было. Это неповторимые личности, которые так дышат, живут, веруют и по иному - не могут.
Фантазия его была не истощима.
Я помню его бледное, нервное лицо в ореоле седых волос в дверном проеме зрительного зала. Премьера. Режиссер смотрит спектакль - с не зажженной сигаретой, стоя или присев на приступочку. Если спектакль идет хорошо лицо его розовеет, глаза излучают радость и тепло, если что-то не так он ежится как от боли, убегает, возвращается и все повторяется снова. Он мог репетировать весь день и всю ночь. А на завтра, все, что придумал вчера, отправлял «к чертовой матери» и начинал придумывать что-то новое. Фантазия его была не истощима. Он умел слышать другого. Потому что, театр никогда не имеет единственного решения - всегда можно найти десяток других.
Как радостно, что это было.
Он постоянно что-нибудь терял. Особенно варежки. Ему их пришивали, как ребенку, на веревочку с двух сторон - это было так трогательно. Обычно он ходил налегке в любую погоду. Обязательно в своих тонких, изящных башмачках (и это при больных ногах). Мы его уговаривали: «Одевайтесь теплее», а он упрямо отвечал: «Нет». Не хотел изменять тому, к чему привык. К своим ощущениям - дом и театр всегда должны быть рядом. С теми, кого он любил, был мудрым и родным. Обожал розыгрыши. Что бы он ни делал, где бы он ни появлялся, всегда был остроумным, ехидным, веселым, незабываемым. Ему нравился призыв Станиславского, надо написать над входом в театр: «Выше, проще, легче, веселее». Ему было хорошо с теми, у кого была эта легкость.
Говорят все забывается слишком быстро. Неправда. Редких людей забыть невозможно. Он вписал свою страницу в историю Хабаровского театра музыкальной комедии, которую уже не зачеркнуть.
Тамара Бабурова