Необыкновенное чудо по-хабаровски. Юрий Вязанкин. 12.12.2019 | Хабаровский краевой музыкальный театр

Необыкновенное чудо по-хабаровски. Юрий Вязанкин. 12.12.2019

В Хабаровском Музыкальном театре премьерный мюзикл посвятили Марку Захарову

Шварцовские сказки прекрасны и всегда немного печальны. Там добро, конечно, побеждает, но всегда остается странное послевкусие. Может быть от того, что его герои, даже самые отъявленные злодеи, удивительно реальны. Одни до одури похожи на соседей по лестничной площадке, другие странным образом на самых высокопоставленных чиновников. Сказка – ложь, да в ней намек, говорят, добрым молодцам урок. Остается вопрос открытым, насколько мы молодцы, и насколько мы добрые.

Чудо первое

«Обыкновенное чудо» у Шварца – особая сказка. Этот Всесоюзный сказочник ее писал больше десяти лет — фраза за фразой, кропотливо оттачивая каждую реплику.

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому приходит конец! Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны!» - эти строки, написанные бывшим юнкером, добровольце белой гвардии, а в советское время завлитом ленинградского Театра Комедии, как никогда актуальны сегодня. И эта экзистенциальная сказка о силе и хрупкости любви, написанная в середине прошлого века, в наше время, когда в лжи, кажется, утонуло все, а постсоветский человек кажется самой врущей обезьяной на свете, приобретает и новое звучание, и новые смыслы.

Захаровский телефильм, поставленный по этой пьесе и собравший для того времени крупнейших советских звезд кино и театра, любим до сих пор. Песни Юлия Кима и Геннадия Гладкова, как говорят, вошли в народ. А уж песня администратора о бабочке, которая крыльями «бяк-бяк-бяк-бяк», блистательно исполненная Андреем Мироновым, стала чуть ли не застольной.

Чтобы браться за постановку «Обыкновенного чуда», нужны и смелость, и наглость. И, конечно, определенные амбиции: а не замахнуться ли нам на Евгения, понимаете ли, нашего, Шварца? И замахнулись, и поставили в Хабаровском Музыкальном театре мюзикл, написанный по мотивам этой пьесы.

Немного истории. Юлий Ким и Геннадий Гладков решили в начале 21-го века основе семи музыкальных хитов создать мюзикл и написали еще около двух десятков новых номеров. По словам Юлия Кима, он решил заняться этим мюзиклом потому, что в знаменитом фильме Марка Захарова обнаружились большие резервы для музыкального варианта великой пьесы. Грех было не использовать эти драгоценные возможности.

Спектакль впервые появился на сценических подмостках в «Петербургской оперетте», затем в Москве в Театральном центре на Дубровке, а дальше его подхватили Белорусский государственный музыкальный театр, Свердловская музкомедия, Одесса, Красноярск, Волгоград, Минск. Кстати, московская версия мюзикла был поставлена Иваном Поповски, чей спектакль «Сон в летнюю ночь» в этом году хабаровчане видели в рамках фестиваля «Золотая маска».

И вот теперь к череде «обыкновенно чудесных» городов добавился и Хабаровск.

Чудо второе

— Это полноценный мюзикл, большой, полнометражный, где чистой музыки около полутора часов, - считает режиссер мюзикла Николай Покотыло. – Это живой сегодняшний процесс, а не застывший срок лет назад, снятый на пленку шосткинского объединения «Сфема», телефильм, который не претендовал даже на музыкальный фильм. Мы поставили именно мюзикл. Как профессиональный музыкант я радуюсь звуку оркестра музыкального театра, голосам артистов. У театра большой и потенциал, и перспективы.

Николай Покотыло подчеркнул, что ему, как режиссеру – практику, всегда интересно делать что-то новое.

- Я повторяюсь только за очень большие деньги. Придя на «Обыкновенное чудо», вы увидите намного другой Музыкальный театр. Это и живые актеры на сцене. В фильме принцесса не спела ни одной ноты, а здесь у актрисы, исполняющей эту роль, сложнейшая вокальная нагрузка. Театр — это живое. Говорить об опасности повториться невозможно. Как можно повторить гениальную плеяду артистов Захарова? Наоборот, я сделал все возможное, чтобы, не дай Бог, не было повторов.

По словам балетмейстера спектакля Марии Суконцевой, основная нагрузка легла на артистов хора.

- Для меня это не артисты хора, а артисты ансамбля. Это же мюзикл, и поэтому на них лежит большая ответственность. Почему «Обыкновенное чудо»? Потому что надоела политика. Хочется чего-то настоящего, трогательного, которое заставляет и заплакать, и засмеяться. Мы за этот спектакль проходим все ипостаси: душа свернулась и развернулась. Все волшебство, которое закручивается в спектакле, создает волшебник своими руками для жены. Он творит, лепит этих людей — свиту, короля - все это безумство ради любви.

Если вернуться к работе артистов хора, то они практически все время на сцене. У них задача не только петь, но и пластически выражать все чувства и эмоции. В итоге мы пришли к тому, что сложно угадать: хор ли это танцует или балет ли это поет.

В мюзикле не танец ради вставного танца, а хореография драматургичная. Если, например, король начинает что-либо рассказывать, то ансамбль пластически поддерживает его рассказ. Танец в спектакле должен быть со смыслом, нести второй план, а то и третий.

Если с мелодиями Геннадия Гладкова хабаровчане хорошо знакомы, то в мюзикле важна и аранжировка.

- Аранжировку сделал для московской версии мюзикла Вячеслав Сержанов. Мы приобрели этот нотный материал. А аранжировка современная, более эстрадная по сравнению с авторской. Приятно такую музыку играть, - рассказал Руслан Антипинский, главный дирижер Музыкального театра. – Мы задействуем дополнительные инструменты. Например, один, звучащий, как песочные часы, разновидность идиофона. Он полвека не использовался в Хабаровске.

Чудо третье

Ах, какие чудные были костюмы! Творческой фантазии Натальи Сыздыковой, Заслуженного художника Хабаровского края, кажется, нет предела. Вкупе со сценографией главного художника Музыкального театра Андрея Тена, они создали неповторимую фэнтезийную атмосферу спектакля. Словно, ожившие картинки – поющие, танцующие, сошедшие со страниц сказочно дорогой книги.

Стоит согласиться с режиссером мюзикла, оркестр был хорош, играл вдохновенно и без киксов. Актеры пели хорошо.

А теперь об особо удачных моментах.

Одна из удач мюзикла – хор, в котором читались и творческие, даже характерные индивидуальности певцов, и ансамблевость. Где нужно – фон, подчёркивающий достоинства артистов, исполняющих, главные роли, а где нужно сам становящийся главным действующим началом.

Хороша была Татьяна Маслакова, народная артистка Российской Федерации, в роли Эмилии, придворной дамы. И один из самых ярких и нежных дуэтов – Эмилии и хозяина гостиницы, тронул не одно сердце хабаровчан: «Вот и славно, трам-пам-пам».

Что касается самого яркого номера, так это феерический выход Министра-администратора. Для Андрея Ярмошевича — это, безусловно, звездная роль, начиная с суперхита про бабочку, которая крылышками бяк, и головного убора в виде розово-гламурной папахи с «бриллиантовой» брошью, заканчивая сопровождением – мужской частью балета с веерами, напомнившие клубные мальчиковые проекты до беснования в России «скреп» и традиционных» ценностей. Можно предположить, что они и олицетворяли ту самую бабочку из песни Министра-Администратора.

Если ко всему вышеперечисленному добавить Дениса Желтоухова, любимца завсегдатаев Музыкального театра, в роли короля, какую-то совершенно фирменную музкомедиевскую восторженность всех, кто принимал участие в спектакле и удивительно человечную музыку Геннадия Гладкова, то совершенно не стыдно рекомендовать побаловать себя и свою половину этим обыкновенным чудом. А где еще можно встретить умную сказку, как в не в театре?

Ю. Вязанкин

Фото: С. Алексеева, Т. Сиренко и Г. Будника

Николай Покотыло. Воспитанник Московского военно-музыкального училища, класс кларнета. В 2004 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), факультет музыкального театра. С 2003 по 2005 годы являлся режиссером Татарского государственного Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. С 2006 по 2008 годы работал художественным руководителем Музыкального театра Республики Карелия. В качестве приглашенного режиссера сотрудничал со многими театрами России и Украины. Как ассистент режиссера работал с Денисом Криефом (Франция), Верноном Маундом (Англия), Жанетт Астор (Канада). В настоящее время – главный режиссер Красноярского музыкального театра. Мюзикл Красноярского музыкального театра "Винил", поставленный главным режиссёром Николаем Покотыло, в этом году был выдвинут на «Золотую маску» в шести номинациях.

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх