Два бойца сошли с экрана на сцену | Хабаровский краевой музыкальный театр

Два бойца сошли с экрана на сцену

"Тихоокеанская звезда"   Пятница 30 апреля 2010 г.

Два бойца сошли с экрана на сцену

Вчера в Хабаровском музыкальном театре состоялась премьера спектакля «Два бойца», которая приурочена к 65-летию Победы.

Снятый в 1943 году на Ташкентской киностудии фильм-рассказ о фронтовой дружбе солдат Аркадия Дзюбина и Саши Свинцова стал основой театральной версии благодаря новому либретто Вячеслава Вербина и музыке, специально написанной для Хабаровского музыкального театра известным композитором Марком Самойловым, а также постановочной команде, приглашенной из Санкт-Петербурга. Это режиссер спектакля с мировым именем, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, лауреат театральных наград «Золотая Маска» Леонид Квинихидзе. Он известнен по фильмам «Моабитская тетрадь», «Миссия в Кабуле», «Крах инженера Гарина» и киномюзиклов «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки» и других. Музыкальный руководитель и дирижер спектакля - заслуженный деятель искусств республики Удмуртия Сергей Разенков, художник Наталья Зубович (г. Санкт-Петербург), художник по костюмам Наталья Сыздыкова, хормейстер Александр Рыбков.

- Для вас важен момент доверия в совместном творчестве?

- Для меня работа определяется в первую очередь художественной заинтересованностью людей, связанных общим делом, - отвечает Леонид Квинихидзе. - Без театральной культуры, без умения не мешать друг другу, а помогать трудно заниматься творчеством.

Осознать войну спустя 65 лет, откликнуться на пережитое средствами музыкального театра - задача сложная. Один я бы не справился. Конечно, была необходимость, чтобы мне как режиссеру и зрелому человеку поверили и пошли навстречу. В нашем деле, как на войне, мы нужны друг другу. Вместе. В работе я готов обсуждать, прислушиваться, но последнее слово оставляю за собой.

- Война - вечная для России тема, а для вас?

- Меня ребенком вывезли из блокадного Ленинграда в 1942 г., но мои родители и бабушка рассказывали обо всех ужасах, что пришлось пережить. Война для меня не пустой звук. Она во мне. Когда смотрю и слышу, как ещё порой плохо живут наши ветераны, как обижают их чиновничьи проволочки, я зверею. На них медали все надень, дунь, и они упадут под их тяжестью. Целая эпоха уже прошла с 1945 г. Дайте им всё, что они заслужили. Исполните свой долг перед людьми, которые прошли такую мясорубку.

Я рад, что именно хабаровский театр обратился к этой теме. А столичные театры как-то индифферентно прошли мимо, видимо, не коммерческая тема. Бог им судья.

- Говорят, что люди, прошедшие войну, хорошо её чувствуют, но не понимают, а историки хорошо понимают её, но не чувствуют. А что чувствуете вы?

- Нельзя переписать историю набело. Сегодня люди должны знать всю правду о войне. Но возвращаясь в прошлое, человеку необходимо помнить светлые моменты. Он не смог бы выжить, если бы груз пережитого давил с прежней силой сквозь время.

Мне дорого и понятно, когда на фронте, во время блокады, людей не покидало чувство юмора. Я ценю основной закон жизни, когда человек при любых обстоятельствах оставался человеком. Конечно, мы долго искали и верное состояние, и правду чувств участников спектакля, что переживали наши герои, о чём думали и мечтали. Те неуловимые тонкие вещи, из чего складывалась пронзительная атмосфера этой театральной истории.

Нам было важно, как фронтовая дружба соединила судьбы двух бойцов, как они встретили и свою первую любовь, и свой первый бой, испытание на верность, не в одиночку, вместе. Наш сценический путь мы прошли с персонажами с начала войны, блокадного Ленинграда и до Победы. Надо было много потрудиться, чтобы иметь право разделить со зрительным залом его память, боль, слёзы, горечь утрат и радость Победы...

Рядом с режиссером над спектаклем работала известный в театральных кругах балетмейстер, заслуженный деятель искусств республики Крым Екатерина Ельфимова. Наблюдать за их совместным творчеством было безумно интересно и поучительно. Две половинки одного целого. Два мастера. Лидер и его помощница.

Язык хореографии балетмейстера Ельфимовой сложный, но она умеет добиваться нужного результата.

- Мне было интересно работать с этим коллективом, - говорит Екатерина Ельфимова, - разобраться в его возможностях с первой постановки. Одно могу сказать. Редко в каком театре такая профессионально танцующая труппа. Они умеют пластически думать и чувствовать стиль. Мне это интересно. Надеюсь, и артистам интересно. Мы слышим друг друга. И у нас получается. Вся моя жизнь связана с балетом. Раньше много танцевала, теперь много ставлю.

Мой секрет успеха - железная дисциплина. Спасибо, что вытерпели меня. Мы много поработали. А надо в десять раз больше. Огромная благодарность художнику по костюмам Наталье Сыздыковой. Умница. Спасибо всем неравнодушным людям театра. Всем, кто старался откликнуться и помочь.

В кинофильме «Два бойца» главных героев исполняли Марк Бернес и Борис Андреев. В спектакле эти роли играют заслуженные артисты РФ Денис Желтоухов и Влад Павленко.

- Вы не новички в театре, вы переиграли столько ролей, а какие неожиданности поджидали вас в этом спектакле?

Влад Павленко: В жизни любого артиста наступает момент, когда подводятся какие-то итоги и наступает следующий момент, совершенно другой по уровню и пониманию своей профессии, нового внутреннего подъёма и творческих открытий.

Редко, когда процесс над спектаклем вызывает живой интерес. Спектакль «Два бойца» как раз тот случай. Нет, мы, конечно, понимали, кто к нам приехал. Имя, живая легенда и всё такое. Но... Нас легко не проведёшь. Мы стреляные, бывалые, опять же с Гриншпуном работали. Уже с первой читки за столом всё стало ясно - театру крупно повезло. «Кто пропустит застольный период, - его слова, - тому в моём спектакле делать нечего, фундамент спектакля закладывается здесь и сейчас». Мы искали характер, интонацию каждого персонажа, запах времени, внутреннее состояние. Буквально впитывали с первых репетиций масштаб личности режиссера и его мудрости.

С этим спектаклем для нас началась особая жизнь. Реализация накопленного. Давно мы так интересно не работали. Наверное, творческий союз режиссера и балетмейстера повлиял на нас так благотворно.

Денис Желтоухов: Совсем недавно наш театр назывался театр музыкальной комедии. А в таком театре важно, чтобы было динамично, смешно, весело. Такой жанр. С этим спектаклем всё сложнее. Здесь смеяться, впрочем, не над чем, хотя многие жизненные ситуации вызывают улыбку.

Первая неожиданность. Мой герой - человек серьезный, такой деревенский увалень, недотёпа. У него туговато с юмором, а я человек веселый, подвижный, люблю посмеяться. Словом, роль на сопротивление. Я смотрю на режиссёра Леонида Александровича, на балетмейстера Екатерину Сергеевну и поражаюсь тому, как они умеют слышать друг друга, работая на один замысел. Это очень профессиональные люди. Мы как привыкли? Что поем, то и танцуем. А это неправильно. Здесь всё по-другому. Поём одно, танцуем другое, играем - третье.

Так обобщить, создать образ времени, протянуть сюжетную линию в балетных номерах! Голова кругом! Я честно скажу: они не обманули наших ожиданий.

Мы давно поняли, что способны не только развлекать, но и работать над сложной и очень нужной для всех людей темой. Если у нас всё получится, этот спектакль войдет в золотой фонд истории театра.

Т. БАБУРОВА.

"Тихоокеанская звезда" 

http://www.toz.khv.ru/page.php?page=43692&date_id_num=2010-04-30&year=2010&month=04&day_id=29

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх