Композитор Марк Самойлов: «Я счастливый человек…» (интервью) - "Словесница искусств" № 1/25 | Хабаровский краевой музыкальный театр

Композитор Марк Самойлов: «Я счастливый человек…» (интервью) - "Словесница искусств" № 1/25

Театральный сезон

ПРЕМЬЕРА

Композитор Марк Самойлов: «Я  счастливый человек…»

Людмила Кохан

Фото Степана Киянова

 

        В конце апреля 2010 года в Хабаровском музыкальном театре состоялась премьера музыкальной истории «Два бойца». На ней присутствовал композитор Марк Самойлов, который в отличие от многих коллег-композиторов довольно часто бывает на премьерах своих спектаклей, преодолевая серьезные географические расстояния. Несмотря на краткость своего пребывания в нашем городе и неважное самочувствие, Марк Самойлович согласился дать интервью после премьеры.

     - Люблю двигаться, путешествовать. Хотя сейчас все труднее. Эта работа мне дорога по очень многим причинам. И не увидеть ее я не мог. Даже вопрос не стоял – ехать не ехать. И потом… Ты год сидел «чирикал», мучился… Хотя, конечно, это такая сладкая мука – творческий процесс. Для меня громадное счастье увидеть то, что произошло сейчас в музыкальном театре. Тем более, что поездки в Хабаровск почти всегда приносили мне радость человеческого общения и того, что я вижу на сцене. В этом спектакле все сошлось. Я очень благодарен Виталию Каракузу. Он талантливый аранжировщик и очень бережно отнесся к моей работе.   Сергей Разенков – сугубо оперный дирижер, ему в какой-то степени чужда моя музыка, но тут он справился с задачей очень хорошо. Да и дабл-треки (специально записанные аранжировки для усиления эффекта, звучащие вместе с живым оркестром. – Прим.авт.) сделаны грамотно…

     Слава Вербин написал потрясающие слова. Послушайте: «Если завтра кончится война…».  Это поют люди в сорок первом году! Они надеются, что следующим летом кончится война. А ведь потом еще было три лета…

 

    Сдаюсь безоговорочно. Нечасто либреттисты радуют умными, емкими, содержательными стихами. Это скорее исключение, чем правило (возможно, именно это заставляет называть жанр «легким»).

 

    - Автор либретто проделал сложнейшую работу – фактически создал новую историю, ведь в фильме нет ни блокады, ни священников, ни церкви, ни любви  - намек один, - продолжает Марк Самойлович. - Даже в повести Славина «Земляки», по которой снят фильм «Два бойца» и которую мы с Вербиным нашли с большим трудом (как и фильм, впрочем), нет никакого сюжета. Бои, бои, бои, землянка…  И Бернес поет эти две замечательные песни Никиты Богословского. Одна из них - «Темная ночь», звучит в спектакле. Денис Желтоухов замечательно ее исполняет. Правда, когда я работал, представлял себе совсем иной расклад актеров. Дениса знал по работе в спектакле «Прелести измены» и Аркашку видел в его исполнении. Но, посмотрев спектакль, согласился с распределением ролей. Владлен Павленко очень тонко работает. Удивила Татьяна Маслакова, она сделала серьезную роль из крошечной, эпизодической. И дуэт – замечательный. Только вот песню о дружбе обрезали. Музыка в основном звучит по клавиру. Даже «Ленинград». Там прописана пауза, потом взрыв... Я не представлял, что можно так использовать его. Там, вдали, эти девочки… Балетмейстер Екатерина Ельфимова молодец!

 

    Зная, что Марк Самойлович жил в Ленинграде во время блокады, спрашиваю об особом отношении именно к этой работе.

    - Вы угадали. Это так. Блокада… Война вообще… Для нас это имело решающее значение.  Леонид Квинихидзе  поначалу категорически отказался от постановки так далеко от Санкт-Петербурга – в Хабаровске. Но, узнав о теме спектакля, спустя буквально паузу согласился, заявив, что считает это своим долгом.  Он тоже знает о блокаде не понаслышке. Нам обоим было по 4-5 лет, мы одногодки – 1937. Вербин родился, правда, когда блокаду прорвали – в 1943-м, не помнит ничего, но подсознательно, в подкорке, это все равно сидит. Я, хоть и был мал, помню хорошо, когда была бомбежка утыкался в подол тети Сони (она жила с нами во время блокады) и кричал: «Тетенька, спрячте меня, я не хочу видеть, как буду умирать!». Отец мой никогда не спускался в бомбоубежище (отсюда, вероятно, сцена в доме артистов. – Прим.авт.), а тетушка… О ней хочется рассказать особенно. Она была детским врачом и каждый день, всю блокаду, ходила четыре километра пешком через Неву на работу.  Хотя можно было не работать, никто не заставлял – голод. А она ходила. Таких были тысячи, как она… Все, что происходило в детстве, сделало нас патриотами. Не ура-патриотами, не профессиональными патриотами, а настоящими патриотами. Не любя Родину, нельзя было это ни написать, ни поставить.

 

    Все, что было в детстве… удивительно, но и настоящие друзья у этого известного человека – из детства. Он пережил предательство друга-коллеги, очень ценит жену-друга, и очень бережно относится к этому слову – дружба. Не бросается им.

 

    - Я – счастливый человек. Знаете, говорят, найди такую работу по душе, и ты никогда не будешь работать. Я нашел, и всю жизнь получаю удовольствие. Не могу без нее ни минуты.  Был очень популярным аранжировщиком джаза. С Утесовым успел поработать, с Рознером, с Андреем Петровым - для фильма «Я шагаю по Москве» писал аранжировки. Случайно попал в театр. Привел меня туда артист театра им. Комиссаржевской Костя Григорьев. С тех пор и не знаю, что я больше люблю – театр или музыку.

 

    Его «Дон Жуан» живет на сценах уже 40 лет, «Небесный тихоход» ставят все 15 лет… Сорок один спектакль, музыка к драматическим спектаклям: БДТ, театр им. Ленсовета, а в молодости еще и музыка к фильмам. И блестящие аранжировки музыки своего друга, учителя, второго отца (родного отца не стало, когда Марку Самойловичу было шестнадцать) – народного композитора СССР Василия Соловьева-Седого, который сформировал его и дал профессию.

 

   - Сорок третий год, блокада еще, стреляют, есть нечего. Передо мной картинка: бомбят страшно, работает радио и звучит песня «Прощай, любимый город», мой отец бреется (он всегда брился, когда бомбили), и у него текут слезы… Через 13 лет я уже работал с Соловьевым-Седым. Он мой учитель и не только в музыке, но и в жизни. Я всем обязан Василию Павловичу. Формально он не преподавал нигде. Я ученик его в том смысле, что был все время рядом. Как подмастерье, смотрел, запоминал, учился. Образованный, начитанный, с очень живым умом, Василий Павлович вовсе не был «сыном дворника», как писали в советских биографиях. Он меня научил относиться к музыке, как к математике. «Гармония алгеброй проверяется». Этому ни в одной консерватории не учат.

 

    Марк Самойлович категорически запрещает ставить свои звания на афишу спектакля.

    - Мое звание – композитор.

 

    Этому его тоже научил Василий Павлович Соловьев-Седой. Однажды на афише одного Ленинградского театра он увидел все свои перечисленные регалии, зашел в театр и сказал (мягко говоря) то же самое, что говорит сейчас Марк Самойлов. Наверно именно поэтому его имя стоит двенадцатым в списке популярности композиторов, опубликованном в «Театральном справочнике - 2010», Моцарт на 13-м месте. По результатам же исследования популярности постановок в музыкальных театрах произведения Марка Самойловича занимают второе место после Кальмана, за ним, на третьем месте, произведения Легара.

 

    - Мне уже много лет, не знаю, сколько осталось, - говорит с грустью композитор, - но хочу еще поработать.

    Не разубеждаю, не кокетничаю – передо мной все прекрасно понимающий человек с мудрыми лукавыми глазами. Да и лесть, и ложь его чуткое музыкальное ухо сразу же услышит. Русскую речь с недавних пор он воспринимает, как музыку.

 

- Вероятно, надо было уехать в Америку, чтобы понять, какой ты патриот своей Родины, – я не боюсь этого слова. Когда после десяти лет жизни в Атланте, уже в Берлине, в самолете стали объявлять что-то по-русски, я замер. А когда самолет подлетал к Ленинграду, так сердце билось! Дома… не мог наесться черного хлеба, пил кефир, специально выходил на улицу и слушал. Мне сам язык, даже вместе с матерными словами, музыкой казался. Это непередаваемо…

 

    И снова возвращаемся к премьере.

- Я бы хотел, чтобы Хабаровский спектакль «Два бойца» показали в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе, Одессе, Минске… Для этого нужна поддержка правительства, конечно. После премьеры мы говорили об этом с губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом.  Он, кстати, сказал, что песня «Ленинград», станет вторым гимном северной столицы. Как ни странно, это моя первая песня о любимом городе….

 

    Предугадать, как сложится судьба спектакля, сложно. Возможно, когда пройдет очарование премьеры и гипноз известных имен, зрители увидят огрехи и неточности, но что совершенно очевидно, они не услышат ни одной фальшивой мелодии. Все они написаны сердцем.

 

    Хабаровский спектакль «Два бойца» - это первая постановка нового произведения, идея которого родилась три года назад во время личной встречи Николая Ивановича Евсеенко, в тот момент директора-художественного руководителя Хабаровского театра музыкальной комедии, и композитора Марка Самойловича Самойлова. Потом «Двух бойцов» будут ставить в других театрах другие режиссеры, будут играть другие актеры. Даже название может измениться. Неизменным останется самое главное имя. Имя композитора – Марк Самойлов.

 

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх