«Фигаро здесь!» | Хабаровский краевой музыкальный театр

«Фигаро здесь!»

Изобретательный, остроумный, жизнерадостный и энергичный он здесь и там, он плут и весельчак, он помогает влюбленным, и делает это, конечно, небезвозмездно… Он Фигаро! Он здесь!

Блистательная премьера мюзикла «Фигаро здесь!» состоялась на сцене Хабаровского краевого музыкального театра в юбилейный для него 85-ый сезон. Феерия красок, шуток, песен, танцев и хитроумных интриг мгновенно заворожила первых зрителей, да и вряд ли кто-нибудь до этого мог видеть так лихо отплясывающего Дениса Желтоухова.

О том, почему Фигаро здесь, о долге художника и герое нашего времени мы побеседовали с художественным руководителем музыкального театра и режиссером-постановщиком и автором сценария этого спектакля Леонидом Квинихидзе.

 

— Леонид Александрович, какие задачи вы перед собой ставили при постановке этой всемирно известной пьесы?

— «Севильский цирюльник» — гениальное произведение. В свое время Россини довольно серьезно его поправил и, по-моему, в лучшую сторону. Многое в комедии Бомарше было направлено на критику существующего тогда общества, Россини это интересовало в меньшей степени. Ему больше был интересен Фигаро — этот вечный герой. Прошло почти 200 лет, а он все возвращается. Почему «Фигаро здесь!»? Он опять пришел! Этот плут, жулик, аферист, и нравственный, и безнравственный…

Когда я решил ставить «Фигаро», я даже удивился, как это никому раньше в голову не пришло: взять замечательную комедию, воспользоваться блистательной музыкой и сделать некий современный спектакль, в котором был бы всерьез взят Россини, и всерьез Бомарше, и в то же время приблизить их к сегодняшнему дню. Таким образом, появился «Фигаро здесь!» — спектакль, который зачинался 20 лет назад еще с Андреем Мироновым, и был воспроизведен первый раз в Новосибирске в жанре комедии дель арте в 2006 году.

 

— Как по вашему, Фигаро — это герой нашего времени?

— Конечно. Он герой и нашего, и любого другого времени, поэтому он и «здесь». Было бы слишком примитивно считать, что он новый русский, но что-то от дельца того времени, к нам несомненно пришло. Конечно, мы не пошли по слишком упрощенному пути и не сделали Фигаро сегодня, в прямом смысле: на BMW, в золотых цепях или с сонмом девушек, но идея этого персонажа вечна. Это уже было неоднократно, и это будет возвращаться и далее, потому что это, видимо, суть человеческая. На каждом этапе опять возникает он — Фигаро.

Слава богу, есть и другие герои нашего времени, далеко не все из них хороши, но знать их надо! И я бы даже сказал, их надо уважать и понимать, чего от них можно ждать. В этом уже заключается наша художественная задача. Мы должны не только развлекать зрителя, мы обязательно должны его просвещать. Я уже не говорю, что один умный человек сказал, что мы должны сеять разумное, доброе, вечное… этим мы тоже должны заниматься. Я не говорю о себе в данном случае, я говорю обо всех, кто занимается театром.

 

— Фигаро в исполнении Дениса Желтоухова — это не просто плут, это амбициозный, очень опасный человек… Вы специально ставили такую актерскую задачу?

— Хороший актер должен играть то, что ему предлагает режиссер. И чем лучше актер, тем лучше он выполняет эту миссию. В данном случае соединились два обстоятельства: первое — это то, что я хорошо знал, что мне нужно от Дениса, а второе — это то, что он удивительно прямо и точно воспроизводил то, о чем я его просил, внося в это свою интонацию, свою индивидуальность. Такого крайне опасного, хотя крайне веселого, доброжелательного и очевидно симпатичного персонажа, как Фигаро, Денис сыграл, на мой взгляд, замечательно. Он один из… а может быть и лучший на сегодняшний день артист этого театра. Я считаю, что это богом данный артист.

 

 

— А что вы скажете про других артистов?

Большой удачей для спектакля стала и работа тончайшего, сложнейшего и замечательного актера Валериея Хозяйчева, сыгравшего Бартоло — фигуру для меня чрезвычайно важную. Потому что это история не только про Фигаро… Бартоло — это печальная сторона нашей жизни и далеко не такая простая фигура, как может показаться. Он не отрицательный персонаж. Что ж плохого в том, что он любит молодую женщину. Он что не имеет права любить? Другое дело, что он делает для того, чтобы завоевать ее любовь — это размышление для сегодняшних Бартоло.

Юлия Лакомая, исполнившая Розину, оказалась удивительно губкой, она очень хорошо все впитывала. Наша героиня, существует в эпоху гламура, и актриса замечательно иронизирует по этому поводу. И я вместе с ней. Это элемент фальши, но, чтобы его создать, нужно быть очень хорошей актрисой. Я уже не говорю о том, что она просто совершила актерский подвиг! Это только кажется что встать на пальцы — просто, это чудовищно трудно, это болезненно. У нас было несколько героинь на эту роль, многие не смогли этого сделать, а она смогла! И это очаровательно, мило, это добавляет особенную краску и приближает спектакль по формату в мюзиклу, причем, в самом сложном виде.

 

— Кстати о пластическом решении спектакля: как родилась эта идея, насколько сложно было ее воплотить?

— Существование современного музыкального театра сегодня требует решительно всех обстоятельств сцены: и вокала, и хореографии, и в той же степени драматического исполнения. Только тогда — это современный театр. Не случайно все поиски режиссеров сегодня с вязаны с попытками синхронизировать и синтезировать все возможности. Именно поэтому сегодня так ценны такие артисты, как предположим, Денис. И когда говорят: «не много ли пуантов на один спектакль», я отвечаю: их ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы этот спектакль был таким, каким он был задуман — ни больше, ни меньше.

 

— Леонид Александрович, говорят, каждый настоящий художник слышит музыку времени. Поэтому «Фигаро здесь!»?

— Я не знаю, в какой степени это ко мне относится. А то, что каждый из нас в меру своего профессионального опыта, богом данного таланта иначе и не может чувствовать — это так и есть. Потому что режиссура — это не профессия, режиссура — это образ жизни. У тех, с кем это «несчастье» случилось, она происходит каждую секунду. Я бы сказал, что это не чувство времени, это чувство сострадания ко времени! Чувствовать время должны политики, а мы должны сострадать ему. Может быть это звучит несколько значительно, но на самом деле это так и есть. И если ты этого не чувствуешь, то лучше не начинайся. Во всяком случае, в моем положении и возрасте — это было бы стыдно. Поэтому я сегодня делаю только то, что хочу, то что я ощущаю и то, чему я сострадаю. Отнять это право у меня уже невозможно, я его заслужил.

 

текст: Ивацик Наталья

фото: Денис Мелков

 

Журнал «Лучшее в Хабаровске» январь/2011

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх