Секрет самобытности театра. Интервью с художественным руководителем театра накануне премьеры | Хабаровский краевой музыкальный театр

Секрет самобытности театра. Интервью с художественным руководителем театра накануне премьеры

23 апреля в Хабаровском музыкальном театре состоится премьера музыкальной притчи «Звезда Рождества», приуроченная к светлому празднику Пасхи. Впервые в стране, впервые на хабаровской сцене творческим коллективом сделана попытка воплотить авторский материал на библейские темы в театральной версии режиссера-постановщика и сценариста Леонида Квинихидзе. Команда единомышленников, а это: Борис Синкин – автор музыки; Екатерина Ельфимова – балетмейстер спектакля, придумавшая мозаично-пластичный рисунок действа; Сергей Разенков и его оркестр, сделавшие все, чтобы донести хорошую музыку до зрителей; Андрей Непомнящий – мастер сценического пространства и декораций; Александр Рыбков, который много работает с артистами хора, и они по праву ведут весь спектакль в сложном вокальном многоголосье; Наталья Сыздыкова – художник по костюмам, часами колдовавшая над тканями: красила, варила, выпаривала; и, наконец, хабаровские артисты, которые с огромным интересом впервые прикоснулись к библейским персонажам.

 

Режжиссер-постановщик спектакля «Звезда Рождества» Леонид Квинихидзе всегда знает, чего хочет. Поэтому работать с ним сравнительно легко. Терпим к чужому мнению. Тон повышает в начале репетиции и после перерыва – как призыв ко вниманию. Надо много успеть до премьеры. Справедливости ради следует сказать, что причины для волнения весьма существенны: найдет ли отклик у зрителей столь ответственная, новая, неординарная тема и для театра, и для его художественного руководителя.

 

— Скажите, почему именно эта тема и именно сегодня?

— Ни одна тема не отражает в такой степени личных переживаний, как эта. Здесь совпали размышления о Боге, о вере, о жизни человека в миру. Лев Толстой был убежден, что совесть есть Бог, живущий внутри нас. Если Бога нет, то все дозволено – об этом писал уже другой классик – Достоевский. Они не противоречат друг другу, а дополняют. Люди всегда негодуют, задавая вопрос: как жить по совести, когда существует невежество, несправедливость, агрессия, войны, насилие? Ответ один. Не воюйте, не убивайте, не прелюбодействуйте, не воруйте – все в ваших руках. Я уверен, что весь комплекс этих мыслей, проблем очень важен и нужен людям как повод подумать, поразмышлять и очиститься и, наконец, понять: есть начало мира, есть Бог, есть Иисус, который произнес Нагорную проповедь – по ней хотелось бы жить.

 

— На ваш взгляд, Христос явление божественное или человеческое?

— Великая идея. Для меня Иисус символ веры, принявший муки во имя истины. А истину всегда нужно выстрадать. В некий вечер Он спросил своих учеников: за кого люди принимают Его – сына человеческого? Это очень важный вопрос… Не рабов искал Иисус, но человека, умеющего сделать свободный выбор в душе своей. От того и бродил Он по земле как нищий проповедник. Человечество искало пути спасения, и вот Он пришел – обыкновенный человек, сын Божий – и стал нужен грешному, слабому, падшему, кающемуся человеку вот уже третье тысячелетие. Иисус мечтал о блаженстве на земле. Он мечтал о гармонии.

 

— В спектакле история земной жизни Христа отражена в стихах Бориса Пастернака из романа «Доктор Живаго».

— Мне чрезвычайно повезло, что существует замечательный артист из Театра драмы Дмитрий Кишко. Он в нашем спектакле читает Пастернака. Стихи поэта из романа «Доктор Живаго» имеют решающее значение и очень хорошо ложатся на музыкально-притчевый театральный жанр. Как вы знаете, в издании романа «Доктор Живаго» на Родине было отказано. В 1957 году роман был напечатан в Италии, и его молниеносно прочитал весь мир. В 1958 году за выдающиеся заслуги Пастернаку присудили Нобелевскую премию. Началась травля поэта в России. Он был исключен из союза писателей. Ему грозили высылкой. Поэт-гений терпел нужду…

 

— Что потребовал такой новый экспериментальный материал от театра?

— Понимания и веры. Игровой жанровой точности и тонкости, нравственной позиции, смелых гипербол, философских сопоставлений и, конечно, поэтичности…

 

Действительно. Много чего. Смелости, риска, убежденности. В ритуальном обрядовом действии ищет режиссер источник образности. Такой подход к материалу требует особой формы воплощения: ритмического, пластического, вокального, особого изобразительного ряда. Спектакль с мощной энергетикой, завораживающими ритмами, захватывающими эмоциональными кульминациями. В этой содержательной связи зримого и звучащего и рождается представление о земной жизни Иисуса. И может быть спектакль «Звезда Рождества» появился на хабаровской сцене, чтобы подсказать труппе под руководством Леонида Квинихидзе, где ключик от заветной дверце – за которой спрятан секрет самобытности театра. Хочется верить.

 

Материал подготовила Тамара Бабурова

 

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх