"ЭЛЕКСИР ЛЮБВИ"- ПРЕМЬЕРА, ШОК И АНШЛАГИ | Хабаровский краевой музыкальный театр

"ЭЛЕКСИР ЛЮБВИ"- ПРЕМЬЕРА, ШОК И АНШЛАГИ

За что я люблю Хабаровск, так это за то, что наш город периодически выдает миру совершенно особые и значимые социальные события. Которые не только живут в долгих десятилетиях добрым эхом воспоминаний современников, но и служат прекрасным и верным ориентиром того, как надо делать и создавать что-то так, чтобы это что-то стало действительно настоящим, желанным и полезным для многих людей.  Учитывая высокий профессионализм и любовь к своему делу коллектива Хабаровского краевого музыкального театра, не приходится удивляться тому, что почти тысячный зрительный зал опять не смог вместить всех желающих на очередную премьеру. Но невозможно не удивиться самой премьере! Право, она заслуживает того.

В Хабаровске очень давно не было опер. Их не было так давно, что для граждан моего поколения можно сказать, что опер в Хабаровске не было прежде никогда. Никогда прежде до 7 марта 2010 года. В этот исторический не только для столицы ДФО, но и всего Дальнего Востока предпраздничный день на сцене ХКМТ зрителям открылась премьера, историческое содержание и современный уровень исполнительского мастерства создателей которой оказался выше всяких похвал, как их ни формулируй, ни подбирай и ни придумывай.  

"Любовный напиток" (итал. L'elisir d'amore) - одна из самых известных опер Гаэтано Доницетти.  Премьера 40-й из 70-ти опер знаменитого итальянца состоялась в Милане в Teatro della Canobbiana 12 мая 1832 года. Говорят, сама опера была написана композитором всего за 14 дней.  Судя по тому, как легко и здорово она слушается, это правда.

И не надо думать, что данное произведение покрыто пылью веков. Потому что если в нем и есть прошлое европейской цивилизации, то только в самом настоящем современном и актуальном явлении - любви, которая, по итальянскому же выражению наших предков, правит этим миром. За прекрасной и изящной музыкой мелодрамы и ее внешне  легкому сюжету разыгрывается настоящая драма. Несмотря на свою воображаемую принадлежность к вымышленной итальянской деревне XIX века, эта история выходит в современную образную реальность любого из городов новейшей истории России. "Человек, пишущий о себе и своем времени пишет обо всех людях во все времена", - сказал однажды Бернард Шоу, и мастер слова как всегда оказался прав.  

Сюжет мелодрамы незатейлив, но интересен. Бедный деревенский юноша безумно влюблен, но его беспечная красавица продолжает кокетничать направо и налево, чем вводит своего настоящего и единственного мужчину всей жизни в безнадежный ступор отчаяния. Ситуация становится совершенно невыносимой, когда в деревне неожиданно появляется отряд военных с  бравым офицером, который с ходу делает девице предложение жениться, на которое вскоре получает согласие. По иронии судьбы в тот же самый день в селение прибывает аферист-знахарь, который с целью личной наживы широко рекламирует свою  не сертифицированную местным минздравом алкогольную  разливку как средство от всех проблем, в том числе и от любовных. Несчастный юноша на последние деньги покупает заветную бутылку и… там, где в реальной жизни происходит "финита ля комедия", перед зрителем разворачивается фантастическое переплетение событий, характеров, мелодий и чувств со счастливым финалом.

Для хабаровчанина, который никогда не видел опер, "Любовный напиток" - это удивление, восхищение, прекрасное и незабываемое времяпровождение и легкий шок одновременно. Для того, чтобы  полностью уследить за всем происходящим на сцене в течение 2-х часов представления, которые для зрителей показались не более чем часом, необходимо его посмотреть как минимум несколько раз. Потому что привычный шаблон - вот фонограмма, вот певец, а там, на заднем плане - какая-то декорация - это не про нашу премьеру! А про надоевшие всем до чертиков вялые сериалы общественного телевидения и фанерные выступления отечественных шоу-звезд. Здесь же все оказалось совершенно непривычно и по-другому.

Играть - так играть! Таков, наверное, девиз создателей первой дальневосточной оперы. И его воплощение в действительности, безусловно, удалось. Если на сцене поют одновременно три десятка артистов, то они все поют. Причем не просто поют, а каждый живет своей собственной ролью. И даже четырехлетняя малышка на руках мамы, оказывается,  вышла на сцену вовсе не для массовки и роли статиста - она тоже пела! Причем все два отделения и так увлеченно, что к концу оперы стала внимательно вглядываться в зал. Наверное, любопытствуясь высокими оценками публики.  Возможно, лет через -надцать мы еще будем приводить в пример нашу новую звезду хабаровской оперной сцены в качестве яркой демонстрации профессиональной преемственности поколений.

Музыка Доницетти - это пульс и дыхание всех его творений. Повторить который только по нотам невозможно. Надо уметь подняться до этого чуда и оживить его ладным союзом вдохновенных усилий музыкантов. И это удалось оркестру Сергея Разенкова. Такая гармония и всеобъемливающее проникновение из сюжета сказки в сферы реального пространства и сознания позволяло зрителю на целые минуты "забывать" о самой музыке как нечто отдельном и принимать это солнечное чудо Италии за саму жизнь  настоящего действия. Глядя на хабаровскую премьеру начинаешь понимать, почему европейские оперы стабильно собирали, собирают и будут собирать полные залы театров, причем - наиболее разумной и требовательной публики.   

Случайный или специально созданный парадокс - когда в вымышленном произведении не оказалось ни капли фальши. Это результат опытного труда всех лучших в едином усилии. И каждого - в своем деле. Декорации спектакля могут служить интересным образцом для хабаровских дизайнерских контор малоэтажного строительства, яркие красивые костюмы персонажей (которые легко поспорят с доходящими до тихоокеанских окраин Европы незатейливых подделок от версач, карденов и мангов) готовы выйти в массовую моду,  и даже вызвавшее нешуточный аппетит почти 1000-ной адуитории зала большое реальное яблоко, с которого главный герой Олега Исакова предусмотрительно срезает напарафиненную иностранным агропромом шкурку - все это настоящее! Лица и голоса всех поющих (где баланс состава найден так здорово, что заслуженные артисты помогают своим чуть мнее титулованным гениям сцены, а те, не оставаясь в долгу, еще более помогают мастерски подыматься заслуженным) кажутся давно знакомыми с первой минуты. А глубокое итальянское небо, запечатленное за всем этим чудом театральной сцены в удивительных красках, выглядит словно настоящее, амурское. и это неслучайно, потому что летом  Хабаровск,  действительно,  очень  похож  на Милан.

Обо всей премьере можно писать и рассказывать сколь угодно долго. Но лучше сходить в Музыкальный театр еще раз. Благо, новый творческий ход хабаровскго музыкального коллектива оказался столь уверенным и перспективным, что  только в этом месяце премьера состоится как минимум трижды. И можно быть уверенным, что и дальше она будет открыта жителям и гостям Хабаровска еще не один десяток раз.

  

Как обычно, нельзя не заметить пассивность и чрезвычайную далёкость от настоящих социально-экономических событий региона работников хабаровской краевой прессы, вероятно полагающих, что главное - это с преданным выраждением лиц иногда освещать работу местных органов исполнительной власти, а все остальное время - переполнять эфир рекламой малого и среднего бизнеса в собственых интересах на материально-технической базе государства. Ни одного телеканала, фотокорреспондента и ФМ-радио на премьере замечено не было. И это уже особая непонятная традиция Хабаровска - города, официально позиционирующего себя столицей ДФО, в том числе и культурной. Разумеется, хроника МВД, затертые иностранные фильмы про бандитов и проституток, существенно отстающие от центральных телеканалов повторы давно никому неинтересных программ и прогноз погоды со обязательным спонсором - вот всё, что, по мнению руководителей хабаровских ТВ и ФМ СМИ, нужно дальневосточникам сегодня (особенно, живущим в отдаленных городах и поселках, а также на работающих трудовых вахтах там, где никаких городов поселков вообще ещё нет), и на что должны идти многомиллионные бюджетные деньги. Действительно, зачем нашему народу какие-то там жизнеутверждающие и разряжающие напряженную социальную ситуацию события культуры, политики и спорта регионального масштаба? Особенно - в преддверии АТЭС-2012, когда жизнь Владивостока и Хабаровска круглосуточно мониторится не только Москвой, но представляет неслабый информационно-аналитический интерес для правительств и бизнеса стран Европы и, особенно, АТР. Вот потому очень и очень многие граждане не смотрят хабаровское телевидение и не включают хабаровские ФМ-станции.
 

К счастью и радости тех же многих, у нас есть Хабаровский краевой музыкальный театр, выдающий любимые публикой премьеры и хорошо знакомые постановки. Что же ещё сказать о "Любовном напитке", то я не знаю, кого конкретно благодарить за данный праздник души и мысли. В следующий раз, наверное, просто приду в театр с плакатом "Grazie, maestro!"
 

Эдуард Терела "Хабаровск ОНЛАЙН"

http://www.khabonline.com/

 
Версия сайта для слабовидящих
Обычная версия сайта
 
Яндекс.Метрика
Наверх