Это всего лишь мотылек... / Публикация "МК" в Хабаровске" 30.01 - 06.02
В день Святого Валентина на сцене Хабаровского краевого музыкального театра пройдёт премьера классической оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй».
Репетиции идут одна за другой. Напряжённый ритм работы ощущается даже в атмосфере. Никогда и ничего подобного хабаровские подмостки ещё не видели.
После очередной репетиции мы встретились с режиссером-постановщиком Павлом Кобликом из Екатеринбурга. Хабаровские театралы знакомы с его предыдущей работой «Любовный напиток» Доницетти.
– Павел Иванович, что это будет за спектакль?
– Я не скажу, что это будет нечто из ряда вон выходящее, но кое-что своё, эксклюзивное, мы привнесём. Поймите, ведь это настоящий бестселлер мировой классики. В нём трудно что-либо изменить. Сейчас «Чио-Чио-сан» идёт в Омском театре. Решено поставить её и в Хабаровске.
Это была самая любимая опера Джакомо Пуччини. Она завершала его оперную триаду – сначала шла «Богема», затем «Тоска» и только потом «Мадам Баттерфляй». И хотя премьера «Мадам», состоявшаяся в Ла Скала в 1904 году, с треском провалилась, композитор не переставал её любить до последних своих дней.
– Вы раньше ставили «Мадам Баттерфляй»?
– Ставлю её впервые. Поэтому чувствую большую ответственность. Всегда хочется, чтобы это было откровением. Считаю, если у постановщика нет такой задачи, то и браться за работу не стоит.
–Но почему опера имеет два названия?
– Это история о маленькой гейше по имени Чио-Чио-сан. Что в переводе с японского значит «Бабочка» (Тё-тё – Авт.). Позднее она получила прозвище «Мадам Баттерфляй», от английского «бабочка, мотылёк».
Она страстно полюбила американского офицера Пинкертона. Родные отвергли Чио-Чио-сан за то, что она ради любви поменяла свою веру. «Отвержена, но любима», – так говорили о ней.
И вы знаете, в предместье Нагасаки, где происходили описанные события, на священной горе благодарные жители поставили памятник Чио-Чио-сан – за её верность, мужество и безграничную любовь.
– Скажите, вы будете осовременивать оперу, или всё останется по-прежнему?
–С ног на голову поставить эту оперу довольно сложно. Да и зачем? Думаю, что актуализация здесь ни к чему. Автор написал своё произведение в 1904 году, а история, описанная в новелле, произошла в 1900-м. Тем более, Пуччини создал оперу именно о Японии начала ХХ века, и представить себе эту историю в современной интерпретации довольно сложно. И я не любитель авангарда. Лысая Чио-Чио-сан – это не моё.
–Значит, артисты будут одеты в классические японские костюмы?
– Безусловно. Тут и в самой музыке много японских интонаций. И поэтому будут классические кимоно, парики, цветы, веера, зонтики, фонарики, лепестки сакуры – всё как положено. Постараемся сделать спектакль как можно более красивым. Хотелось бы ввести побольше балета. И здешний балетмейстер Ольга Козорез откликнулась на мои предложения, чему я рад.
– Что это будет за балет?
– Артисты балета не будут играть дивертисмент. Эксклюзивным будет то, что вместе с Чио-Чио-сан в самые яркие моменты на сцене будут появляться как бы ирреальные девушки в костюмах гейш. А на протяжении основного действия артисты балета, одетые в традиционные костюмы слуг (чёрные такие, с сеткой на лице – Авт.) театра Кабуки, будут постоянно передвигать декорации в виде разновысотных ширм по сцене, то сужая, то раздвигая сценическое пространство.
– Но сабо на них, конечно, не будет? Иначе будут сильно топать по сцене?
– (Улыбается). Это излишне. Мы не стремимся воссоздать в спектакле полное историческое соответствие японскому быту тех лет. Это просто красивая постановка. И надо обязательно отметить, что коллектив театра очень старается. Все без исключения выдают даже больше, чем я от них требую. Хотя многие из них вообще никогда в опере не пели.
Исполнительская планка очень высока. Но. Кто не рискует, тот не пьёт шампанского! Коллектив замечательный. Эта опера нужна театру, чтобы подняться на более высокий уровень. Мы ведь должны думать и о хабаровском зрителе. Подумайте только, услышать «Мадам Баттерфляй» вживую! Это редкость даже для москвичей.
– Какой сюрприз ждать зрителям в поставке?
– Сейчас, например, на небольшую роль сына Чио-Чио-сан пробуются трёх-четырёхлетние дети. Это театральные детки.
– Кто будет исполнять главные роли?
– Роль Чио-Чио-сан исполнят две актрисы – Эльвира Саниевская и Татьяна Петренко. В роли Пинкертона – Олег Исаков и Эльдар Тетакаев.
– Но ведь главной героине в первом акте исполнилось 15 лет, а во втором и третьем – 18. Вас это не смущает?
– Пуччини сыграл злую шутку с исполнительницами главной роли. Партия написана для очень сильного голоса. Поэтому она показана для более зрелых, опытных исполнительниц. Эту партию и в тридцать лет петь рановато. Так что с этой проблемой сталкиваются все театры, берущиеся за «Мадам Баттерфляй».
Светлана РОСЛЯКОВА.